Российский рынок pre-IPO, непубличных размещений акций, растет на глазах. Крупнейшим таким размещением вскоре может стать сделка группы «Интерскол», занимающейся разработкой и производством электроинструментов (ее выручка за прошлый год составила 2,5 млрд рублей). «Интерскол» надеется привлечь рекордную сумму — до 2 млрд рублей — и рассматривает несколько площадок для размещения, но, скорее всего, выбор падет на платформу Мосбиржи Moex Start.
Еще одним кандидатом на pre-IPO на площадке Мосбиржи стал владелец AdTech-компании Visible и маркетингового агентства Exalter — АО «Экзалтер». Суммарная выручка дочерних предприятий за прошлый год достигла 1,73 млрд рублей. Компания планирует привлечь средства за один раунд и готова разместить 20% акций на 660 млн рублей. Полученные деньги пойдут на доработку платформы.
Рекламой и торговлей дело не ограничивается. Например, в pre-IPO заинтересован образовательный холдинг Ultimate Education (более 2 млрд рублей выручки за прошлый год): он хочет сейчас собрать 600 млн, а через год или два уже полноценно выйти на биржу. Кроме того, в СМИ появилась новость об аналогичных планах разработчика ПО «Цифровые привычки» (464 млн выручки), здесь речь идет о привлечении 1 млрд рублей.
Pre-IPO как способ получения инвестиций явно набирает популярность, хотя результаты у разных компаний могут довольно сильно отличаться. Из уже прошедших pre-IPO стоит отметить недавнего рекордсмена, собравшего 825 млн рублей, — «Самолет Плюс», так называемый фиджитал-сервис (объединяет физические офисы и цифровую платформу) в сфере недвижимости, входящий в ГК «Самолет». Само публичное размещение, возможно, пройдет в следующем году.
Бывают и неудачные выходы. Так, частная космическая компания SR Space (183,3 млн рублей выручки за прошлый год) завершила раунд pre-IPO, выручив всего 1,5% от ожидаемых 1,52 млрд рублей. Открытая в июле книга заявок заполнялась неторопливо, инвесторы не спешили вкладывать свои средства, несмотря на неоднократное продление сроков приема.
Расплывчатое определение
Напомним, что такое pre-IPO. В обычном случае это этап привлечения капитала компанией, которая планирует немногим позже выйти на биржу. Бумаги размещаются по закрытой или открытой подписке. Вложения в такой бизнес можно рассматривать как венчурные инвестиции с высоким риском и потенциально высокой доходностью. Однако в отличие от более ранних раундов инвестирования этот считается чуть менее рискованным, так как будущее компании уже вырисовывается.
Однако, как предостерегает директор группы по сделкам на рынке акционерного капитала BCS Global Markets Андрей Ванин, прежде всего следует разобраться, действительно ли компания проводит раунд pre-IPO или это более ранняя стадия инвестирования. В последнее время эксперты БКС часто наблюдают искажение терминологии: стартапы ранних стадий привлекают средства для развития, называя их pre-IPO-инвестициями, каковыми они, очевидно, не являются. То есть выхода таких компаний на публичный рынок можно не ждать.
Например, сеть кофеен «Даблби» (155 млн рублей выручки в прошлом году) декларирует, что находится уже на «финальной стадии pre-IPO»: ей требуется 300 млн на 45 новых заведений. Однако полноценного IPO сеть проводить не планирует — то есть, по сути, это иная форма привлечения инвестиций. Похожая ситуация и у сети «Вендинг Будущего» (две франшизы кофеен самообслуживания — HOHORO и Lifehacker Coffee; сама компания зарегистрирована в конце 2022 года, ее выручка за прошлый год составила 276 млн рублей) — она рассчитывает привлечь 140 млн, предоставив инвесторам 6,7% своих акций. Большую часть полученных средств предлагается пустить на увеличение оборотного капитала. Судя по счетчику на сайте, на момент написания этой статьи более 96 млн уже собрали.
Pre-IPO и подобные истории привлечения частных инвестиций схожи в одном: бизнесу нужны деньги на развитие, но выходить на биржу явно рано, а брать кредит слишком дорого.
В основном интерес компаний к pre-IPO спровоцирован высокой ключевой ставкой ЦБ, при которой привлекать долговое финансирование для непубличных компаний стало слишком дорого
Почему компании выбирают именно такой формат? «В основном интерес к pre-IPO спровоцирован высокой ключевой ставкой ЦБ. Привлекать долговое финансирование для непубличных компаний сейчас дорого, и бизнес начал интересоваться новыми возможностями привлечения капитала», — говорит Андрей Ванин.
В последние два года компаний, рискнувших выйти на IPO, было немало, но сейчас ручеек желающих иссяк: мощная коррекция увела котировки многих новых эмитентов ниже цены размещения. Однако надеяться, что pre-IPO в такой ситуации станет хорошим выходом, не стоит.
«Тема с pre-IPO действительно популярна. Сейчас развитием этой инфраструктуры озабочены регистраторы, инвестбанки, Мосбиржа. Но ожидать эффекта масштабирования в краткосрочной перспективе не следует», — предупреждает управляющий директор инвесткомпании «Риком-Траст» Дмитрий Целищев. По словам аналитика, выход на pre-IPO — это, во-первых, дорого: сумма всех расходов компании может доходить до 10% от объема предполагаемого free-float. Во-вторых, здесь нет понятного вторичного рынка, и инвестор не понимает, когда он сможет из этой инвестиции выйти. «В-третьих, на фоне высокой ключевой ставки и нестабильной геополитической ситуации наблюдается переток средств физических лиц в консервативные инструменты. Массовый инвестор занимает скорее выжидательную позицию», — подытоживает аналитик.
Мутные воды «внебиржи»
Pre-IPO сейчас проводятся на нескольких платформах: Zorko, Rounds и, конечно же, MOEX Start от Мосбиржи. Последняя запустилась в конце июля текущего года, и, по заявлению представителей площадки, основными участниками торгов здесь должны были стать IT-компании. Впрочем, достаточно удовлетворять ряду условий — в частности, срок существования более одного года и выручка от 50 млн рублей за последний отчетный год.
В скором времени количество площадок определенно увеличится (функционал pre-IPO планировали ввести платформы Zapusk и Lender Invest), но условия для инвестора останутся неизменными: прозрачность и ликвидность на таком рынке куда ниже, чем при классическом IPO. Внебиржевой характер размещения подразумевает, что вторичного рынка этих акций, скорее всего, не будет — по крайней мере, пока компания не станет публичной.
Как подсказывает Андрей Ванин, варианты выхода из акций, приобретенных на pre-IPO, все же есть — например, договор купли-продажи ценных бумаг. «Один из перспективных вариантов — допуск акций таких компаний на внебиржевую секцию Мосбиржи ОТС с Центральным контрагентом», — прикидывает возможную перспективу аналитик. Но в общем случае на pre-IPO инвестор (квалифицированный — массовых частных инвесторов на таких размещениях не ждут) приобретает пусть и перспективный, но неликвид. Зачем же люди это делают?
«Интерес к венчурным инвестициям стал активно проявляться в последние два-три года. Этому способствовали и создание множества инвестиционных платформ, и бум IPO, и успешная работа венчурных фондов. Но основной интерес для инвесторов — шанс получить более высокую доходность, чем на фондовом рынке или при IPO, — констатирует Андрей Ванин. — В российской практике такие кейсы пока встречаются достаточно редко, однако международный опыт говорит, что средняя доходность подобных инвестиций составляет около 90 процентов годовых. Разумеется, риски тут тоже ощутимо выше, поэтому мы рекомендуем следовать принципам диверсификации: собрать портфель из нескольких таких компаний, снизив шансы на участие в неудачном размещении».
Кроме диверсификации методы нивелирования риска те же, что и при покупке обычных акций или облигаций: внимательно смотреть, во что вкладываешься.
Внебиржевой характер размещения подразумевает, что вторичного рынка этих акций, скорее всего, не будет
«Важно понимать суть pre-IPO: это привлечение капитала уже достаточно крупной компанией, которая стратегически готовится к полноценному выходу на фондовый рынок», — подчеркивает представитель BCS Global Markets. Поэтому нужно прежде всего смотреть на оценку компании и ее бизнес-показатели. Здесь работают привычные механизмы фондового рынка: анализ отчетности, конкурентная среда, ключевые драйверы роста и стратегия развития. Для самих компаний pre-IPO — это подготовка к публичности, попытка выйти на качественно иной уровень управления бизнесом и взаимоотношений с инвесторами.