Что касается мира в целом, то ЕАБР предполагает замедление, драйверами которого выступают замедление мировой торговли, низкий рост производительности труда в развитых странах на фоне очень серьезного роста стоимости труда там же, а также неблагоприятные демографические факторы — иначе говоря, старение населения.
Банк считает, что рост экономики США составит всего 1,6%, экономики еврозоны — 1,1%, в то время как Китай благодаря активной бюджетной политике выйдет на уровень в 5%.
Если говорить о зоне действия банка, то, по его прогнозам, этот регион будет существенно опережать мировую экономику: рост ВВП в нем должен составить 2,9%. Лидерами роста в регионе окажутся Киргизия (на 8,7%) и Таджикистан (на 8,4%). По прогнозу ЕАБР, заметно — на 5,5% — ускорит свой рост Казахстан. В то же время в России темпы роста снизятся: с 4,1% в 2024 году до 2,4% в 2025-м.
Интересны трактовки природы довольно быстрого роста региона. Для Казахстана это запуск нового инвестиционного цикла, для России — бюджетные расходы, стимулирующие внутренний спрос, который оказывает влияние и на все региональные экономики за счет формирования спроса на их товары и услуги. Условиями роста Армении, Киргизии и Таджикистана банк видит значительную инвестиционную активность и увеличение экспорта.
Важно отметить: ЕАБР считает, что изменение мировой конъюнктуры, прежде всего изменения на рынках развитых стран, несет скорее положительные, чем отрицательные стимулы для экономик стран действия банка. Так, некоторое ожидаемое снижение цен на энергетические сырьевые ресурсы должно быть компенсировано как ростом цен на остальные ресурсы, так и все большей диверсификацией предложения стран региона за счет продукции обрабатывающей промышленности. Кроме того, по мнению ЕАБР, снижение процентных ставок в развитых странах должно стимулировать более активный приток инвестиций в государства региона.
Учитывая вышесказанное, России, как нам кажется, необходимо внимательно отнестись к вопросу стимулирования роста экономики в условиях высоких ставок и, кроме того, оценить свои инвестиционные цели в Центральной Азии, с тем чтобы не упустить текущее окно возможностей и не столкнуться в будущем с высокой конкуренцией западных инвестиций в этом регионе и производств на базе западных технологий. Это может больно ударить не только по нашим долгосрочным источникам роста — внутреннее предложение будет испытывать серьезную конкуренцию со стороны товаров стран Центральной Азии, но и по нашему рынку труда — он станет еще более дорогим и еще более дефицитным.