Битва под Соликамском: почти ничья

20 января 2025, 06:00
№4

Миноритарные акционеры Соликамского магниевого завода (СМЗ), чьи бумаги были изъяты в пользу государства почти год назад, могут получить компенсацию в размере 9600 рублей за штуку.

ИТАР-ТАСС/ ИГОРЬ КАТАЕВ
Ситуация с акциями СМЗ удивила даже Центробанк
Читайте Monocle.ru в

Об этом в ходе судебного заседания заявил представитель Генпрокуратуры РФ: по его словам, компания «Росатом» готова выплатить миноритариям 405 млн рублей за изъятые акции. Это станет важным шагом в урегулировании серьезной проблемы, когда при изъятии активов в пользу государства страдают в том числе те инвесторы, которые купили акции на биржевых торгах и по закону считаются добросовестными приобретателями. Поскольку большое количество компаний на Мосбирже прошли стадию приватизации, теоретически к любой из них могут возникнуть претензии у правоохранительных органов. Если этот дамоклов меч останется висеть над розничными инвесторами, ни о каком увеличении капитализации нашего фондового рынка до 66% ВВП к 2030 году и речи не будет.

Напомним сюжет: СМЗ — производитель ниобия, магния, губчатого титана и жидкого хлора. Часть его продукции используется в высоких технологиях, например в производстве электромобилей, в зеленой энергетике, нужна она и для производства новейшего вооружения.

Генеральная прокуратура РФ поставила под сомнение законность приватизации СМЗ и в октябре 2021 года потребовала изъять у четырех мажоритариев 89,5% акций и вернуть их в собственность государства. В 2022 году это решение было исполнено (подробнее см. «Из магния вымыло инвесторов», «Эксперт» № 37 за 2022 год), после чего прокуратура Пермского края решила через суд добиться возврата и оставшихся 10% акций предприятия, которыми владеют миноритарии. Всего у завода оказалось около двух тысяч миноритарных акционеров, почти все — обычные физлица. В апреле 2024 года Арбитражный суд Пермского края удовлетворил иск Генпрокуратуры РФ и прокуратуры региона об изъятии в пользу государства акций СМЗ. Суд согласился с позицией надзорного органа, что ответчики владеют акциями незаконно, поскольку приватизацию предприятия в 1990-х годах провели с нарушениями, без волеизъявления правительства РФ, и акции были изъяты.

Интересно, что, как только СМЗ перешел в госсобственность, его финансовое положение резко улучшилось: по итогам первого полугодия 2022 года завод показал ошеломляющую чистую прибыль — впервые в своей постприватизационной истории. А по итогам того же года завод заплатил дивиденды, всего 1,755 млрд рублей, или 4400 рублей на акцию. Но получило их только государство как основной акционер, миноритариям дивиденды так и не начислили: 17-й Арбитражный апелляционный суд запретил выплачивать миноритарным акционерам дивиденды в размере 187 млн рублей. На таких обеспечительных мерах настаивало Росимущество. В январе 2024 года СМЗ снова сменил главного собственника: Российская Федерация передала 89,5% акций СМЗ «Росатому».

Ситуация с миноритариями СМЗ удивила даже Центробанк: его председатель Эльвира Набиуллина несколько раз, в том числе на ПМЭФ, поднимала вопрос о том, что защита прав инвесторов и добросовестных приобретателей акций через организованные торги — это краеугольный камень обеспечения доверия инвесторов к финансовому рынку, к фондовому рынку. «И прецедент [с изъятием акций СМЗ у миноритариев] нас, конечно, беспокоит... потому что это может подорвать доверие к биржевой торговле и вызвать отток капитала на зарубежные площадки», — предупреждала глава ЦБ. Регулятор даже направил апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Пермского края  об изъятии акций у мелких акционеров. Похоже, Росимущество решило сделать шаг назад и все же компенсировать таким акционерам стоимость бумаг.

9600 рублей за акцию СМЗ соответствует средневзвешенной цене на бирже в последние полгода, пока бумаги еще торговались. Представитель Генпрокуратуры РФ также представил проект трехстороннего соглашения, сторонами по которому являются Генпрокуратура, «Росатом» и миноритарии, и подчеркнул, что на выплату дивидендов миноритарные акционеры претендовать не могут. Неудивительно, что инвесторы, долгие годы следившие за бизнесом СМЗ и рассчитывавшие на то, что когда-нибудь кеш, который завод копил на своем балансе, все же будет распределен среди акционеров, теперь могут отказаться подписывать трехстороннее соглашение.