Возврат интереса к атомной энергетике связан с бурно растущим спросом на электроэнергию — по итогам 2024 года он взлетел более чем на 4% и, по прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), продолжит двигаться вверх. Разгоняют его несколько факторов: изменение климата, электрификация многих отраслей, а также введение в строй многочисленных прожорливых центров обработки данных. Инвестиции в атомную отрасль уже анонсировали почти все технологические лидеры, делающие ставку на развитие Big Data и систем искусственного интеллекта. На этом фоне ядерные скептики стремительно теряют поддержку.
В этом зарождающемся тренде в энергетической отрасли заметную роль играет российская атомная наука. Россия успешно развивает атомные технологии — разрабатывает новые реакторы, стоит в шаге от замыкания топливного цикла и приступает к строительству двухкомпонентной ядерной энергетики.
О новых возможностях мирного атома, о критических технологиях безопасности и об усиливающейся конкуренции в строительстве новых реакторов мы поговорили с одним из главных экспертов отрасли, известным теплофизиком, лауреатом Государственной премии РФ по науке и технологиям 2023 года, советником гендиректора «Росатома» Владимиром Асмоловым.
— Владимир Григорьевич, задача номер один для атомной науки — отрабатывать технологии, связанные с переходом на новое уран-плутониевое топливо для реакторов и замыканием закрытого ядерного топливного цикла (ЗЯТЦ), что должно приблизить отрасль к безотходному производству ядерной энергии. Насколько технологически сложным, затратным и долгим будет этот переход?
— Немедленный переход на уран-плутониевое топливо нецелесообразен по экономическим соображениям, а для создания ЗЯТЦ необходимо решить две основные задачи. Первая — обеспечить повышение производства уран-плутониевого топлива на тепловых реакторах, а также воспроизводство с запасом нового топлива на быстрых реакторах. Вторая — сохранить конкурентоспособность по сравнению с другими энергоисточниками.
Коэффициент воспроизводства на современных ВВЭР — около 0,3. В новейшем проекте ВВЭР-С коэффициент воспроизводства предполагается уже на уровне 0,7. Значит, для того чтобы вся ядерная энергетическая система работала в режиме возобновляемой энергетики, этот коэффициент у быстрых реакторов должен быть больше единицы. То есть сколько ты сжег, столько и наработал. В результате ядерно-энергетическая система стает замкнутой и возобновляемой, наряду с ветровой и солнечной энергетикой.