Украинский кризис: экономика опережает политику

Александр Смирнов
обозреватель отдела политики «Монокль»
1 марта 2025, 12:32
№10

В фокусе очередного этапа переговоров вокруг Украины оказалась тема послевоенного экономического сотрудничества США как с Киевом, так и с Москвой. Одновременно Вашингтон решал проблему бунта европейцев, несогласных с американской концепцией завершения войны

ZUMA\TASS
Прогулка президента США Дональда Трампа и президента Франции Эммануэля Макрона у Белого дома
Читайте Monocle.ru в

Для президента США Дональда Трампа тема редкоземельных металлов превратилась в один из главных элементов его внешнеполитической стратегии. Он предложил Канаде войти в состав Соединенных Штатов, а Дании — продать Гренландию: обе страны богаты этими ископаемыми. А от Украины требует отдать месторождения на сумму 500 млрд долларов в счет погашения ранее оказанной американской помощи.

Действуя таким образом, Трамп пытается одновременно решить две задачи: тактическую — быстро продемонстрировать свою эффективность на посту главы государства и стратегическую — дать доступ к месторождениям американской экономике на десятилетия вперед.

Сегодня большинство разведанных в мире (в том числе на Украине) месторождений редкоземельных элементов не разрабатываются, поскольку Китай, возможно демпингуя, практически монополизировал мировой рынок, добывая порядка 60‒70% сырья и изготавливая примерно 90% готовой продукции. А производство графита и диспрозия на 100% сосредоточено в Китае.

После начала американо-китайской торговой войны Пекин даже решил использовать свое практически монопольное положение на рынке редкоземельных металлов как оружие против США. В августе 2023 года власти Китая ограничили экспорт германия и галлия, и их стоимость за две недели увеличилась в полтора раза. В случае резкого обострения отношений с США и его союзниками Китай обязательно воспользуется своим преимуществом и прекратит экспорт редкоземельных металлов в недружественные страны. А поскольку, в отличие от нефти и газа, в мире нет добытых запасов редкоземельных металлов, остановятся многие передовые отрасли американской промышленности. Помимо национализации собственных месторождений редкоземельных металлов Китай активно пытается установить контроль над их запасами в других странах.

Намерение США получить контроль над нерентабельными сегодня залежами редкоземельных элементов — ключевая составляющая в стратегии противостояния с Китаем. Поэтому Трампу пригодятся и украинские запасы. И российские — о возможности их совместной разработки президенты России и США заявили практически одновременно, с разницей в пару часов.

Трамп рассказал о стремлении заключить с Россией несколько соглашений об экономическом взаимодействии, приведя в качестве примера свои любимые редкоземы. А президент России Владимир Путин проводил совещание по развитию отрасли редкоземельных металлов, в ходе которого предложил США заняться их совместной разработкой, в том числе на Донбассе и в Новороссии.

Прежде всего, это выгодно Москве с политической точки зрения, поскольку согласие США на экономическую деятельность в новых российских регионах повлечет за собой юридическое признание их принадлежности России. Сотрудничество с американцами может оказаться выгодным и экономически.

Кроме того, российский лидер предложил США реализовать совместные проекты по производству алюминия в Красноярском крае, что потребует инвестиций в 15 млрд долларов. Чтобы вернуть российский алюминий на американский рынок, одной отмены санкций недостаточно, поскольку с 4 марта начинают действовать 25-процентные пошлины на импорт алюминия в США. А если российский алюминий станет отчасти американским, это теоретически может позволить ему эти пошлины обойти.

Помимо взаимной экономической выгоды предложение российского лидера должно принести Трампу и политические дивиденды.

Трамп при реализации своих планов вынужден учитывать общественные настроения, а в особенности взгляды своих избирателей, поскольку в ноябре следующего года состоятся промежуточные выборы в Конгресс США и республиканцам крайне важно удержать большинство в обеих палатах парламента. Совместные российско-американские экономические проекты стали бы лучшим доказательством правильности выбранного Трампом пути на сближение с Россией.

В 2024 году Трамп вбивал в голову своей аудитории мысль, что США напрасно тратят деньги на Украину. Сегодня столь же методично Трамп повторяет мысль о необходимости прекращения войны и привлекательности экономического сотрудничества с Россией

Странное на первый взгляд поведение Трампа, когда он месяцами или годами заявляет о необходимости сделать какие-то шаги, но при этом не совершает их, во многом объясняется его нежеланием выходить за рамки общественных настроений и ожиданий. Но при этом сам по себе «прогрев» Трампом своей внутренней аудитории уже создает определенные общественные настроения.

В ходе президентской избирательной кампании 2024 года Трамп с методичностью кузнеца вбивал в голову своей аудитории мысль, что США напрасно тратят деньги на Украину. Сегодня столь же методично Трамп повторяет мысль о необходимости прекращения войны на Украине и привлекательности экономического сотрудничества с Россией.

Политический трек мирного урегулирования

В промежутке между российско-американскими переговорами, прошедшими в Саудовской Аравии и в Турции, в США был сделан ряд заявлений об условиях украинского урегулирования. Некоторые из них противоречили друг другу. Из заявлений главы Белого дома невозможно сделать однозначный вывод о его планах и даже понять, продолжаются ли поставки военного снаряжения украинской армии. По оценке газеты Wall Street Journal, в случае полного прекращения американской военной помощи Украина сможет воевать при сохранении нынешней интенсивности боевых действий только до лета.

Ранее Трамп в довольно обтекаемой форме давал понять, что Киев не вступит в Североатлантический альянс, но на прошлой неделе он выразился предельно точно. «О НАТО применительно к Украине можно забыть. Конфликт начался именно из-за этого вопроса», — сообщил глава Белого дома.

Самым обнадеживающим заявлением американской стороны стало высказывание спецпосланника президента Стивена Уиткоффа о том, что формат стамбульских договоренностей 2022 года будет использован «в качестве ориентира для заключения мирной сделки между Украиной и Россией».

Напомним, что в июне прошлого года Владимир Путин заявил, что соглашение о мире с Украиной может быть заключено на основе стамбульских соглашений 2022 года, но с учетом реалий «на земле», то есть территорий Запорожской и Херсонской областей, на которые Россия не претендовала три года назад. Украине предлагалось существенно сократить свои вооруженные силы (что гарантировало бы отказ от попыток силой вернуть потерянные территории) и отказаться от вступления в НАТО, а взамен она «получила бы гарантии, практически аналогичные тем, которыми пользуются члены этого альянса». Кроме того, на оставшейся украинской территории должны были быть «в полной мере обеспечены права, свободы и интересы русскоязычных граждан на Украине», а также запрещена нацистская идеология.

Таким образом, заявление Стивена Уиткоффа (самого близкого к Трампу члена американской переговорной группы) могло быть свидетельством того, что позиции России и США по Украине сближаются.

Однако сам Трамп сделал ряд заявлений, которые явно не могли быть приняты Москвой. Он пообещал постараться, чтобы Украина могла вернуть себе как можно больше потерянных территорий. На что пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что территории, которые стали субъектами федерации и записаны в Конституции, являются неотъемлемой частью страны и вопрос их принадлежности не обсуждается. А глава МИД РФ Сергей Лавров пообещал, что не будет даже остановки боевых действий по существующей линии соприкосновения, поскольку «Россия будет добиваться полного освобождения новых территорий регионов в их прежних административных границах».

Кроме того, Трамп поддержал идею размещения на Украине европейских «миротворцев», оговорившись, что американские войска не примут участие в этой миссии, а также заявил, что Путин якобы не против размещения европейских войск на Украине в рамках мирного соглашения. Однако Лавров опроверг слова президента США, заявив, что Россия не рассматривает таких вариантов.

Чтобы понять, чего на самом деле добивается Трамп, надо вспомнить, какие заявления по поводу украинского конфликта он делал менее месяца назад. Тогда глава Белого дома обещал обвалить нефтяные цены в два раза для оказания давления на Россию и не исключал увеличения военной помощи Украине. Одновременно с этим Трамп сказал, что в 2022 году Владимир Зеленский должен был заключить с Россией соглашение, а не развязывать войну, а также заявил о его низком уровне популярности на Украине. Спустя короткое время снижение нефтяных цен (грозившее разорить значительную часть американских нефтяников) было благополучно забыто, но при этом Зеленский был провозглашен диктатором, развязавшим войну, — и тут все «упали в обморок», хотя Трамп всего лишь ужесточил свои прежние формулировки.

Но когда Киев все-таки согласился подписать соглашение с США по полезным ископаемым, Трамп заявил журналистам, что не помнит, как называл Зеленского диктатором. Внезапная забывчивость Трампа вполне логична, поскольку подпись диктатора под экономическим соглашением будет мало чего стоить. Этот случай внезапной амнезии дает представление о цене отдельных высказываний президента США.

Глава Белого дома пытается изображать роль беспристрастного посредника, мирящего Украину и Россию. Но любые попытки Трампа «сблизить позиции сторон», призывая к взаимным уступкам, не находят отклика в России, поскольку настоящим зачинщиком украинского конфликта были США и Москва вполне оправданно ожидает, когда Вашингтон урезонит свою украинскую марионетку, заставив ее принять российские условия мира. А если США будут делать вид, что никак не могут уговорить Киев пойти на определенные условия, то Россия демонстрирует решимость заставить его силой принять их.

Трамп явно торопится установить мир на Украине, чтобы перейти к решению более важных вопросов: он заявлял о желании встретиться с Путиным до конца февраля, но российский лидер вежливо отказался от этого предложения, сказав, что встреча должна быть подготовлена так, «чтобы был результат». А спустя неделю Трамп заявил, что договоренность по миру на Украине либо будет выработана сравнительно быстро, либо не будет достигнута вообще. Но Москва спокойно реагирует на аргументы Вашингтона «я очень спешу, поэтому все бросайте и бегите мне навстречу, а иначе я передумаю». Путин заявил свою переговорную позицию летом прошлого года не для того, чтобы торговаться, а ради прекращения бессмысленных попыток торга со стороны Запада и Киева.

Может ли Трамп передумать и вернуться к политике сдерживания России? Теоретически — да, но это обернется для США политическими и финансовыми издержками. В таком случае продолжится сближение России с Китаем и Ираном, что разрушит планы США по выстраиванию архитектуры безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке. Вместо сокращения военных расходов Вашингтону придется их резко увеличивать. При этом попытаться обеспечить Киеву военную победу, не рискуя началом ядерной войны, практически невозможно, а при текущем уровне эскалации Украина рано или поздно потерпит полное поражение.  

Иными словами, продолжение старой внешнеполитической линии — это тупиковый путь для США. В конце концов, какие дивиденды получит Трамп в случае срыва российско-американских переговоров — любовь американских и европейских левых либералов? Они его ненавидели, ненавидят и будут ненавидеть при любом развитии событий.

Сегодня главной интригой остается истинная позиция Трампа: требует ли он на самом деле уступок от России или разыгрывает очередной спектакль для собственной аудитории. Если предположить, что Трамп хочет путем улучшения отношений с Россией выстроить новую систему глобальной безопасности, которая в перспективе позволит США снизить военные расходы, то постепенное сближение Вашингтона с позицией Москвы по украинскому вопросу после некой паузы продолжится.

На фоне возникшей неопределенности в Турции, на территории консульства США в Стамбуле, прошел второй раунд российско-американских переговоров, официальной темой которых было восстановление полноценной работы посольств в Москве и Вашингтоне. Российскую делегацию возглавлял директор департамента Северной Америки МИД РФ Александр Дарчиев (позже его согласовали на должность посла России в США), а американскую представила заместитель помощника госсекретаря Соната Коултер.

Госдеп сообщил, что обсуждался вопрос «доступа к банковским услугам, услугам по контрактам, а также необходимость обеспечить стабильный и устойчивый кадровый состав посольства США в Москве». А МИД РФ заявил, что особое внимание на переговорах было уделено возвращению России шести объектов недвижимости в США, незаконно изъятых в 2016–2018 годах, а также рассказал о предложении Москвы восстановить прямое авиасообщение между странами.

Тем временем Трамп продлил на год пакет антироссийских санкций, но это был вполне ожидаемый ход: ранее представители США многократно заявляли, что санкции в отношении России будут отменены только после окончания конфликта на Украине.

Тем не менее эйфория, последовавшая после переговоров в Эр-Рияде, сменилась напряженным ожиданием дальнейшего развития российско-американских отношений.

Фактор Европы

Единственной силой, способной сломать план Трампа по урегулированию отношений с Россией, могла бы стать коалиция из стран ЕС, Великобритании, Канады, Австралии, Турции, если бы эти страны компенсировали Украине выпадающую американскую военную и финансовую помощь.

Главными носителями идеи о необходимости противостоять новой политике США являются президент Франции Эммануэль Макрон и премьер Великобритании Кир Стармер, а также вероятный следующий канцлер ФРГ Фридрих Мерц, уже заявивший о неприемлемости переговоров США и России «в обход европейцев и Украины». Каждая из этих стран не одно столетие боролась, в том числе с оружием в руках, за лидерство в Европе, и эта борьба была прекращена лишь в 1945 году, когда США поставили Западную Европу перед фактом, что теперь американцы тут главные. Угрозы Трампа вывести войска из европейских стран, а вместо них ввести торговые пошлины снова вернули из небытия вопрос о политическом лидере Европы, а стать лидером можно только объединив своих соперников против общего врага — «союза» России и США.

С бухгалтерской точки зрения Европа может заменить США на Украине: американцы за три года потратили на военную помощь Киеву около 100 млрд долларов. ЕС и примкнувшие к нему Канада и Австралия могли бы, наверное, наскрести еще около 30 млрд долларов в год. Однако при детальном разборе вопроса возникает масса неразрешимых проблем. Венные склады Европы, откуда на Украину поставлялась рухлядь 70‒80-х годов прошлого века, отображавшаяся в отчетах в качестве многомиллиардной помощи, давно опустели, а производство боеприпасов и военной техники в Европе не поспевает за их расходом украинской армией.

Кроме того, за последние три года значительно увеличилась стоимость военной продукции — лидером стали артиллеристские снаряды калибра 155 мм, цена на которые выросла с 800 долларов за штуку почти до 5000 долларов. К тому же большая часть (в денежном выражении) переданных европейцами Украине вооружений были либо произведены в США (ЗРК Patriot или истребители F-16), либо имеют американские комплектующие (ракеты Storm Shadow) и требуют согласия Вашингтона на их передачу Киеву.

На Украине также постепенно исчерпывается мобилизационный резерв, и одними поставками оружия сохранить боеспособность украинской армии будет невозможно. Для продолжения войны нынешней интенсивности вскоре потребуется отправка солдат из стран Европы.

Нетрудно предположить, что США не будут молча наблюдать, как европейцы вставляют палки в колеса их дипломатии. «У вас есть лишние деньги? Тогда мы идем к вам!» — рассудил Трамп и объявил о планах ввести 25-процентную пошлину не только на европейские автомобили, но и на «все остальные» европейские товары, что, к слову, больше, чем недавно введенные пошлины на товары из Китая, который был обозначен главным противником США.

У этого решения есть не только политическая, но и экономическая составляющая. Долгие годы европейцы бессовестно наживались на американцах — например, пошлина на европейские автомобили в США составляла 2,5%, а на американские авто в Европе — 10%. Кроме того, в странах Европы существует НДС, который накладывается и на «таможенную» часть стоимость автомобиля и ряд других местных платежей. В итоге в США Ford Mustang в минимальной комплектации стоит 45 тыс. долларов, а в Германии — 75 тыс. долларов, что делает его абсолютно неконкурентоспособным на европейском рынке.

Трамп еще в ходе своего первого президентского срока уговаривал европейцев выровнять взаимные пошлины на автомобили, даже угрожал ввести 25-процентные ответные пошлины, но тщетно. Тогда американский президент решил, что не стоит мелочиться, поскольку политическая поддержка Европы ему была важнее, чем интересы американской автомобильной промышленности. Но если сегодня страны Европы начнут выстраивать заговоры против внешнеполитического курса США, пошлины, несомненно, будут введены.

Признаком того, что европейские тяжеловесы не решаются бросить вызов внешнеполитическому курсу США, стало голосование в Совете Безопасности ООН за американскую версию резолюции, которая призывает закончить украинский конфликт, установить долгосрочный мир и не содержит осуждения России. За проект резолюции проголосовали десять стран, среди которых Россия, США и Китай, а Франция и Великобритания воздержались, не воспользовавшись правом вето.

Единственной силой, способной сломать план Трампа по урегулированию отношений с Россией, могла бы стать коалиция из стран ЕС, Великобритании, Канады, Австралии, Турции

Полным провалом закончилась попытка главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен устроить в Киеве саммит мировых лидеров, посвященный третьей годовщине начала войны. Посетить Украину согласились лишь лидеры Канады, Испании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Исландии, Дании и стран Прибалтики.

А Киев напрасно решил продемонстрировать дорогим гостям, что Владимир Зеленский является легитимным лидером, пользующимся поддержкой парламента. В Верховной раде было поставлено на голосование постановление, призывающее Зеленского исполнять президентские полномочия «до вступления в должность новоизбранного президента Украины», за которое проголосовало лишь 218 депутатов при 226 необходимых для принятия решения. На следующий день Зеленский смог заставить проголосовать за это постановление нужное число народных избранников, но к тому времени зрители циркового представления уже разъехались по своим странам.

Самый щедрый подарок привез Украине уходящий в отставку канадский премьер Джастин Трюдо, объявивший о выделении Киеву 5 млрд долларов за счет замороженных российских активов и о передаче украинской армии 25 БМП LAV III, четырех тренажеров истребителей F-16 и боеприпасов. Случайно или нет, но после киевского съезда Трамп заявил о вступлении в силу ранее введенных, но замороженных пошлин в размере 25% на товары из Канады и Мексики (за исключением углеводородов со ставкой 10%) и дополнительных 10% пошлины на китайский импорт.

Как бы то ни было, но вскоре у Канады не будет хватать денег не только на военную поддержку Украины, но и на собственные нужды.

«На ковре» в Белом доме

Первым из европейских тяжеловесов посетил Белый дом президент Франции, которого хозяин даже не встретил, как это принято, на крыльце здания. Доступное для журналистов общение лидеров США и Франции было во многом посвящено попыткам коллег физически доминировать друг над другом. Макрон покровительственно клал руку на колено сидящего рядом Трампа, но попытался не позволить сделать аналогичный жест в отношении себя, из-за чего между президентами завязалась борьба, похожая на возню третьеклассников на задней парте, из которой победителем вышел американский лидер. Затем они приняли участие в саммите G7, проходившем в формате видеосвязи. Трамп уселся в кресло за своим письменным столом в Овальном кабинете, предложив Макрону присесть на «приставном стульчике» справа от него на углу стола, а слева сидел вице-президент США Джей Вэнс, так сказать, начальник и два его подчиненных.

Находясь в Белом доме, Макрон, вместо того чтобы осудить российско-американские переговоры, заявил, что выступает за возобновление диалога с Путиным по украинскому вопросу. Еще одним знаковым заявлением французского президента стало признание, что нет законных оснований для конфискации замороженных на Западе российских активов.

Если Макрон собирался изменить планы Трампа аргументами о необходимости «защиты украинской демократии» или похлопыванием его по коленке, то он явно просчитался.

Премьер-министра Великобритании Кира Стармера Дональд Трамп вышел встречать на пороге Белого дома и в целом общался с ним теплее, чем с французским коллегой. Если не знать, что Трамп руками Илона Маска пытается отправить Стармера в отставку, можно было бы подумать, что между лидерами США и Британии установились хорошие личные отношения.

Стармер заявил о намерении вкладывать в оборону Украины «больше, чем когда-либо ранее». Но старательно избегал конкретики. Тремя днями ранее, выступая в британском парламенте, он сказал, что Великобритания только к 2027 году планирует увеличить расходы на оборону до 2,5% ВВП, хотя даже после окончания холодной войны, в 1994 году они равнялись 3% ВВП.

Не случайно Трамп, явно издеваясь, поинтересовался у Стармера, сможет ли Великобритания противостоять России в одиночку? А отвечая на вопрос журналиста, придут ли США на помощь Великобритании, если британские «миротворцы» на Украине будут атакованы российскими войсками, Трамп ответил: «Нет, им не нужна помощь» — и принялся нахваливать «прекрасных» солдат Его Величества.

Макрон и Стармер приезжали к Трампу с просьбой поддержать их «миротворческую миссию» на Украине, рассчитывая на то, что США или примут в ней участие, или, на худой конец, пообещают в случае чего вступиться за французских и британских военнослужащих. Но Трамп ограничился лишь общими словами поддержки и пожеланиями удачи, а в случае возобновления военных действий «миротворцы» явно будут предоставлены сами себе. Кроме того, лидеры Франции и Британии вряд ли шантажировали Белый дом тем, что возьмут Украину на свое полное обеспечение, а скорее всего, слезно уговаривали не закрывать американское финансирование украинского проекта, в который было вложено столько средств. Но, судя по реакции Трампа, он остался равнодушным к душевным страданиям своих гостей и продолжил расхваливать будущее мирное соглашение по Украине.

Гораздо большему унижению, чем Макрон и Стармер вместе взятые, была подвергнута Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас. Перед визитом в США она заявила, что ряд членов команды президента США в своих публичных заявлениях используют «пророссийские нарративы», давая понять, что она недовольна таким поведением и намерена его строго осудить. Кроме того, Каллас заявила, что рано или поздно Украина станет членом НАТО.

В принципе, должность главы дипломатии Евросоюза допускала возможность аудиенции у президента США, но Трамп, естественно, не захотел встречаться с этой дамой. Была запланирована встреча Каи Каллас с главой Госдепа США Марко Рубио, но он в последний момент отменил встречу, сославшись на особенности своего графика. В итоге Каллас отправилась в Капитолий, но и там не смогла встретиться со спикером палаты представителей Майком Джонсоном, а довольствовалась беседой со своими единомышленниками — конгрессменами от Демократической партии США, которые, так же как и она, недавно проявили полную неадекватность и оказались на обочине политического процесса.

Нелюбовь Трампа к европейским лидерам отнюдь не означает, что он желает порвать связи с Европой. Напротив, активная поддержка Трампом, Маском и Вэнсом идеологически близких им правых европейских сил свидетельствует об обратном. Но даже в случае прихода к власти в Европе правых прежних отношений, когда США субсидировали Европу, оплачивая ее безопасность или спонсируя ее автопром, уже не будет.

Самым сложным вопросом остается присутствие американских войск в Европе. Угроза их полного вывода — это, скорее, шантаж европейских стран, призванный заставить их больше тратить денег на коллективную оборону. США имеют военные базы на Ближнем Востоке, в Японии и Южной Корее, но что-то не слышно угроз Вашингтона об их выводе оттуда из-за нежелания местных властей платить за безопасность. Сохранение военного присутствия — это огромный рычаг влияния на политику страны или региона. Другой вопрос — чересчур большое количество американских войск в Европе, словно они продолжают готовиться к советскому вторжению, что довольно затратно и бессмысленно в практическом отношении.

Кроме того, Москва не дезавуировала свои требования к НАТО 2021 года о возвращении военной инфраструктуры Альянса к состоянию на 1997 год. Если российско-американские переговоры по Украине пройдут успешно, то их следующим этапом станет реализация договоренностей о новой системе глобальной безопасности, в рамках которой американские войска в Европе могут отойти от российских границ и существенно сократиться.