Взрыв на рынке IPO: фитиль уже горит, но есть ли порох?

3 марта 2025, 06:00
№10

Согласно исследованию, проведенному Финансовым университетом при Правительстве РФ в прошлом году, российские инвесторы очень ждут выхода на рынок акций компаний из отечественного ВПК — из таких отраслей, как фармацевтика и медицина, — а также РЖД, «Росатома», «Сибура», Wildberries и «Лаборатории Касперского».

Коллаж: Тамара Ларина
Читайте Monocle.ru в

Более того, почти половина (47%) инвесторов с кошельком свыше 50 млн рублей (а движения рынка определяют именно они) считают недостаточным количество эмитентов, представленных на рынке (напомним, их сейчас чуть больше 200), а также не удовлетворены их прозрачностью. Такие данные привела Наталья Логинова, директор департамента по работе с эмитентами Московской биржи на конференции IPO-2025, организованной PREQVECA и Cbonds Congress. Она также сравнила рынок IPO с рынком высокодоходных облигаций: и там и там частные инвесторы очень активны. Рынок высокодоходных облигаций за пять лет вырос до 200 млрд рублей, так что в теории рынок IPO может показать столь же активный рост.

При этом Мосбиржа по-прежнему видит потенциал в 500 компаний, которые могли бы стать публичными в обозримой перспективе, но из участников конференции с ней не согласен почти никто. Инвестбанкиры категоричны: в этом году, как и в 2024-м, пройдет в лучшем случае 15–20 IPO, ни о каких сотнях размещений в обозримом будущем речи не идет. Разве что сумма привлечения станет чуть повыше. «Ряд компаний сейчас находится в активной стадии подготовки, — говорит Давид Пипия, руководитель рынков акционерного капитала Альфа-банка, — так что апрельское окно будет показательным: насколько спрос стал шире и насколько инвесторы стали чувствительны к оценке компаний». Он напоминает, что в последних размещениях 2024 года покупатели были настроены очень консервативно.

А вот Михаил Малиновский, основатель и партнер LECAP, потенциал кратного роста числа эмитентов видит: он напоминает, что ЦБ проводил обучающие семинары по фондовому рынку в регионах, каждый раз на семинар собиралось по 30 компаний и три-четыре из них обычно «ментально готовы» к тому, чтобы стать публичными, что дает в сумме как раз около 300–400 потенциальных эмитентов. Обычно это предприятия с выручкой до 30 млрд рублей и уже работающие в том числе на экспорт — например, в одном из южных регионов это был комбинат, выпускающий куриные наггетсы и продающий их в США.

Главное, предупреждает Малиновский, — не подходить к IPO как к возможности «отжать» деньги, а «имплементировать нравственность в свою жизнь».

Вообще, мы привыкли смотреть на IPO с поверхностной точки зрения: упали акции после него или нет, было оно удачным для владельцев бизнеса (собрали ли те желаемую сумму) и неудачным для инвесторов или наоборот. Так, за последний год индекс IPO Мосбиржи, куда входят 22 компании, которые провели IPO или листинг в течение двух лет, обрушился на 22%, тогда как индекс Мосбиржи, включающий в себя голубые фишки, снизился всего на 2%.

Но на самом деле вопрос куда глубже. Потому что если рассматривать IPO как лишь один из способов привлечения капитала наряду с M&A, то окажется, что обращаться с ним нужно аккуратно, осознавая все последствия. Удачное для крупных акционеров размещение, когда им удалось «впарить» акции рынку по завышенной цене, может в будущем обернуться проблемами, о которых они и не подозревают, — и проблемами не для инвесторов, а для них самих и их бизнеса. Так, Елена Ершова, руководитель группы организации сделок M&A консалтинговой компании «Технологии доверия», напомнила печальный прошлогодний кейс: компания из потребительского сектора получила предложение от инвестора с оценкой в пять EBITDA. Этого показалось мало: собственники решили, что гораздо выгоднее будет провести IPO, и в результате хорошей рекламной кампании провели его, получив оценку в семь EBITDA. Но с тех пор акции компании упали на 60% и она стала стоить две EBITDA, а ведь в ходе IPO было продано всего 10% капитала. «Как много времени им теперь понадобится, чтобы закрыть этот гэп и получить более высокую оценку? Продажа следующего пакета дастся им очень тяжело», — говорит Ершова.

В качестве обратного, положительного, примера на конференции IPO-2025 приводили кейс «Озон фармацевтики»: к моменту размещения рынок упал, цена представлялась очень низкой, собственника все отговаривали размещаться, но он решил идти на IPO и оказался прав: с тех пор он получил рост капитализации в два раза.

Московская биржа и консультанты уговаривают будущих эмитентов реально смотреть на вещи: P/E индекса Мосбиржи в 2024 году составил всего 4,3 и думать, что на IPO вы легко продадитесь по P/E 33, — это иллюзия, предупреждает Наталья Логинова.

То же самое характерно и для модной ныне темы pre-IPO: как говорит управляющий директор УК «Восход» Сергей Амирян, до 2022 года растущие компании, которые пока не могли похвастаться стабильными финансовыми показателями, обращались за капиталом в фонды Private Equity, такие как Baring Vostok Capital Partners или Elbrus Capital, имевшие преимущественно западное финансирование. После 2022 года в этом плане возник вакуум, а с другой стороны, брокеры и управляющие компании, видя желание частных инвесторов вкладываться в непубличные компании, быстро предложили им такую возможность через закрытые паевые инвестиционные фонды pre-IPO. Но проблема в том, что в большинстве случаев на pre-IPO выходят компании, у которых даже для венчурного раунда не все в порядке, например просто нет отчетности по РСБУ. Они воспринимают это как легкий способ получить деньги: показал два слайда — и деньги упали. Вовсе не факт, что через два-три года эти компании действительно выйдут на IPO. Выход, по словам Амиряна, в регулировании pre-IPO и создании на биржах площадки для таких активов, чтобы избежать самого главного риска — невозможности их продать.