Цифра в охлажденном виде

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
14 апреля 2025, 06:00
№16

Рост российского ИТ-рынка замедляется. На паузу поставлена реализация ряда крупных проектов — из-за дорогих кредитов, а также в связи с перспективами возврата в РФ мировых ИТ-компаний

АННА БАБИЧ/ СОЗДАНО ИИ/OCTAGON.MEDIA/ТАСС
Российские компании сокращают бюджеты на ИТ из-за высокой стоимости кредитов и ухудшения общей экономической ситуации в стране
Читайте Monocle.ru в

Участники российского ИТ-рынка начали говорить о снижении темпов его развития. Последние три года сегмент разработки и внедрения ИТ-продуктов и решений в РФ рос на внушительные 25‒40% в год. Мировой ИТ-рынок в это же время показывал ежегодный рост на скромные 5%.

Но сейчас головокружение от успехов проходит. «Крупные технологические и телекоммуникационные компании нацелены на оптимизацию инвестиционных проектов и штата из-за стагнации ИТ-бюджетов клиентов. Для лидеров рынка приоритетом становится финансовая эффективность уже существующих продуктов и услуг», — говорится в исследовании «Т1 Радар» от одного из крупнейших российских ИТ-холдингов «Т1». Компания проанализировала более 600 корпоративных и новостных источников первого квартала 2025 года.

О том, что российские компании в текущем году сокращают ИТ-бюджеты, недавно также публично заявили представители крупных российских ИТ-разработчиков — группы «Астра» (разработчик операционной системы Astra Linux), компаний «МойОфис», Directum и других. «Динамика роста российского ИТ-рынка затормозила, в первую очередь из-за экономической ситуации и высокой ключевой ставки ЦБ. Сложно инвестировать в развитие существующего проекта и создание новых направлений, когда денег у бизнеса и покупателей становится все меньше, — говорит Филипп Щербанич, ИТ-инженер компании Mayflower. — К тому же многие проекты, в которые активно инвестировали после ухода зарубежных компаний, не достигли должных финансовых показателей, что тоже сработало как холодный душ. Проблем добавляет и то, что некоторые зарубежные организации могут вернуться на российский рынок в обозримом будущем, а это еще больше снизит доходность новых разработок. Поэтому сейчас многие компании берут паузу, чтобы пережить тяжелые времена и сформировать новую стратегию развития».

«Технологический суверенитет дается тяжело. К 2025 году стало ясно, что многие российские аналоги (например, отечественные СУБД, ERP-системы, облачные платформы) недотягивают до уровня западных решений по функционалу и стабильности. Бизнес и госсектор вынуждены тратить больше времени и денег на доработки», — продолжает Александр Мезенцев, директор по информационным технологиям компании MoneyCat.

Впрочем, назвать неожиданностью эту ситуацию нельзя, она была ожидаемой. Например, об этом предупреждал в конце прошлого года глава Минцифры Максут Шадаев. «ИТ-отрасль в этом году показывает еще больший темп роста, чем в предыдущие годы, — заявил он, выступая в декабре 2024 года на заседании Общественного совета при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. — В этом смысле я вижу определенную перегретость. Очевидная такая перегретость приведет, наверное, к тому, что в следующем году будет определенное охлаждение. И будет какой-то такой пересмотр, в том числе инвестпланов».

Рост софта и ИТ-услуг

Формально общий объем российского ИТ-рынка растет хорошими темпами. По оценкам аналитической компании Strategy Partners, по итогам прошлого года, его объем превысил 3,5 трлн рублей, это на 14% больше, чем в 2023-м, и на 42% больше, чем в 2020 году (см. график 1). Мировой ИТ-рынок растет скромнее: по данным Gartner, по итогам 2024 года он достиг 4,9 трлн долларов и за последние четыре года средняя динамика его прироста составила 5% (см. график 2). Однако некоторые сегменты российского ИТ-рынка растут особенно быстро, еще больше опережая среднемировые темпы.

ИТ-рынок любой страны состоит из трех ключевых сегментов — это софт, услуги и «железо», то есть программное обеспечение (ПО), ИТ-сервисы (консалтинг, интеграция, обучение, аутсорсинг и пр.) и аппаратные средства. На эти сегменты приходится соответственно примерно 40, 30 и 30% общего оборота. И первые два сегмента — разработка ПО и сервисы — растут у нас особенно динамично. В частности, представители Минцифры утверждают, что только в 2024 году продажи российских ИТ-решений и услуг увеличились на 46% по сравнению с 2023-м. В Ассоциации российских производителей программного обеспечения «Руссофт» ежегодные средние темпы роста продаж отечественного ПО за последние три года оценивают в 30%. А согласно аналитике, представленной компанией МТС Web Services (MWS, входит в группу МТС), сегмент программного обеспечения в России в прошлом году вырос на 36%.

Средние показатели роста российского ИТ-рынка сдерживает оборудование, которое, с одной стороны, требует от заказчиков серьезных инвестиций, а с другой — это наиболее сложный объект импортозамещения. Оно, в частности, зависит от развития микроэлектроники, которая остается больным местом российский промышленности. Выпуск продукции микроэлектроники в РФ пока не набрал необходимых для удовлетворения внутренних потребностей оборотов. «Феноменальный рост 2023 года для ИТ-сектора стал продолжающейся реакцией на внешний шок, наиболее быстрой реакцией на уход иностранных поставщиков стал рост в наименее капиталоемком сегменте услуг ИТ. Рост сектора ПО разгонялся дольше за счет необходимости разработки и предложения новых продуктов. Более длительный временной лаг в реакции имеет сегмент оборудования для ИТ, которому для роста предложения необходимы инвестиции и развитие производства», — комментирует Николай Алексеев, разработчик ИТ-решения для управления производством Ratio Fabrica.

В текущем году темпы роста продаж российского ПО и ИТ-услуг могут снизиться до 10‒15%, предсказывают участники рынка. Есть и более консервативные прогнозы. «Реалистичный коридор роста российского ИТ-рынка составляет около трех–пяти процентов к концу года, — считает Эдуард Долгалев, коммерческий директор ГК Selecty. — В перспективе двух-трех лет рынок может разгоняться до пяти–семи процентов, если геополитическая ситуация не ухудшится и бизнесам будет проще планировать цифровую трансформацию не только в госзаказах, но и в частном секторе».

Иногда они возвращаются

Ключевыми причинами торможения российского ИТ-рынка специалисты называют общее замедление развития отдельных секторов экономики в связи с дорогими кредитными средствами. «Динамика роста замедлилась в 2025 году из-за антиинфляционной политики Центробанка, которая нацелена на сокращение спроса потребителей, а не на развитие производства в реальном секторе экономики. Рентабельность бизнеса намного ниже процентной ставки по депозитам. Высокая ключевая ставка не позволяет бизнесу вкладываться в инновационное развитие своего предприятия», — отмечает Полина Жолтикова, ассистент кафедры «Цифровая экономика и массовые коммуникации» Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ).

Участники ИТ-рынка предпочитают не называть конкретные проекты, которые сейчас ставятся на паузу, но признают, что торможение темпов внедрений ИТ-решений наблюдается в таких отраслях, как металлургия, транспорт и логистика, некоторые виды промышленного производства. Помимо этого на российский рынок продолжают давить нехватка квалифицированных кадров, пробуксовка с производством собственного «железа», а также появившаяся вероятность возврата зарубежных ИТ-корпораций.

С весны 2022 года РФ покинуло более 200 зарубежных ИТ-компаний. Кстати, как сообщил недавно Кирилл Дмитриев, глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), на переговорах в США говорилось, что именно в ИТ-сфере американские компании потеряли больше всего. По его словам, покинув Россию, американский бизнес лишился в общей сложности 300 млрд долларов, из них 123 млрд потерь зафиксированы в сферах ИТ и медиа.

Формально импортозамещение активно идет во всех секторах российского ИТ-рынка, но далеко не так эффективно, как хотелось бы. «У отечественных систем управления предприятиями (ERP) крайне мало шансов поспорить с зарубежными аналогами, потому что они продают не автоматизацию, а оптимизацию, — рассуждает Эдуард Долгалев. — Как это происходило в прошлом? Например, немецкая компания SAP изучала процессы на предприятии, оборудование и потенциал производства. Они предлагали заимствовать процессы, которые уже были задействованы на другом заводе, к примеру в Южной Америке. Там было похожее оборудование, но выручка выше на 20 процентов. Когда компания внедряла такое решение, она заранее понимала, к какому результату идет: структуру процессов, отлаженную методологию. Это упрощало реформу и давало предсказуемый экономический эффект. В случае с отечественными решениями для производства подход иной: если вы хотите радикально перестроить бизнес-процессы с нуля, вы должны самостоятельно разработать дорожную карту изменений. Результаты будут менее предсказуемы, поскольку нет заданной модели. Это дает простор для экспериментов, но требует больше времени на разработку и внедрение, а также более серьезной подготовки команды к изменениям».

Но есть у отечественных ИТ-решений и плюсы по сравнению с зарубежными конкурентами. «Российские продукты продолжат наращивать долю ИТ-рынка, их преимущество — понимание специфики бизнеса российских компаний и готовность подстроить продукт под конкретного заказчика, — считает Евгений Перов, директор по продукту в корпоративном мессенджере Compass. — Любая крупная компания может договориться о создании того или иного функционала, и, как правило, разработчики соглашаются. С тем же Microsoft такой возможности не было — у компании свое видение дорожной карты. Что-то быстро добавить по запросу было просто невозможно. Таким образом, у отечественных разработчиков есть пространство для развития, поэтому в ближайшие два-три года мы ожидаем положительной динамики в большинстве сегментов рынка».

Среди примеров намечающегося возвращения иностранных компаний в Россию — история с итальянским производителем бытовой техники Ariston, которому недавно был возвращен в собственность российский завод в Ленинградской области. По неофициальным данным, начинает частично возобновлять выпуск своей техники в РФ и корейская компания LG. А другой корейский хайтек-гигант, Samsung, серьезно увеличил в России свои рекламные расходы. И шансы на возвращение других технологических иностранных компаний оцениваются довольно высоко. «Это не вопрос “если”, а вопрос “когда”. Мир взаимосвязан: страны обмениваются ресурсами, технологиями, мощностями. ИТ-сектор также не может развиваться в изоляции. Первыми, вероятно, вернутся разработчики ПО и ОС: цифровые продукты не требуют сложной логистики. За ними — производители оборудования», — убежден Сергей Плаксунов, ИТ-инженер, преподаватель обучающего ИТ-центра DAScorp.

Однако большой вопрос, будут ли теперь доверять иностранным компаниям российские заказчики. «Возвращение западных ИТ-производителей возможно, но все зависит от остроты потребности и того, насколько громко они хлопали дверью при уходе. Для примера: продукты Microsoft глобально заменить невозможно, а вот с теми же облачными конференциями мы успешно справились. Доверие к облачным решениям с Запада точно подорвано надолго, слишком уж просто они отключаются», — отмечает Владимир Афанасьев, ИТ-консультант, эксперт Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ).

«Для возврата иностранных компаний необходимо будет убедить российский бизнес, что с зарубежными продуктами можно снова строить долгосрочную стратегию и взаимоотношения. Многие российские компании замещали зарубежные сервисы даже тогда, когда они все еще здесь работали. Это был вопрос доверия: никто не хочет в один день проснуться без какой-либо коммуникации в компании», — соглашается Евгений Перов. «Я думаю, что полноценное возвращение западных компаний не ожидается, но возможен частичный “камбек” через партнеров. Кроме того, зарубежные компании все больше будут сталкиваться с новыми рисками — с конкуренцией со стороны российских аналогов», — прогнозирует Александр Мезенцев.

Перспективные ИТ-технологии

Участники рынка надеются, что нынешнее его охлаждение — явление временное и скоро продажи опять начнут динамично расти. Локомотивами цифровизации, скорее всего, по-прежнему будут финансовый сектор, телеком, энергетика, промышленное производство.

Одно из наиболее перспективных направлений рынка ИТ-решений в России — системы управления базами данных (СУБД), где раньше доминировали американские компании Oracle и Terradata. Теперь, по оценкам Центра стратегических разработок (ЦСР), порядка 90% рынка занято российскими компаниями, такими как Postgres, Arenadata, «Сбертех», Diasoft. Отметку 90% превышает также доля российских разработчиков в сегменте сложного инженерного ПО (в 2021 году она составляла 49%).

Наибольшие успехи импортозамещения сейчас связаны с базовым и инфраструктурным ПО: это операционные системы, базы данных, решения для корпоративной интеграции, системы для обеспечения кибербезопасности и некоторые другие

«Наибольшие успехи импортозамещения сейчас связаны с базовым и инфраструктурным ПО: это операционные системы, базы данных, решения для корпоративной интеграции, системы для обеспечения кибербезопасности и некоторые другие. Такие решения востребованы повсюду: рынок, по сути, не ограничен. И здесь уже оформились лидеры — “Астра”, “Базальт”, 1С, “Инполюс”, Positive Technologies, Postgres Pro и другие. Пожалуй, несколько хуже дела пока обстоят с отраслевыми, специализированными решениями, требующими не меньше вложений, но объективно нацеленными на более узкие сегменты», — говорит Дмитрий Грязнов, генеральный директор ИТ-компании «Инполюс».

Есть перспективы у российских разработчиков и в других направлениях. «Очень популярны облачные технологии. Их использование потенциально может срезать расходы на создание и поддержку собственной инфраструктуры, а также решает многие вопросы с безопасностью и законностью хранения данных пользователей, — считает Филипп Щербанич. — Есть также большой интерес к продуктам информационной безопасности. Хакерские атаки в последнее время участились, а утечки данных клиентов стали обходиться компаниям дороже. Конечно же, тут проще обратиться к компаниям, которые способны предоставить некоторые средства защиты и провести аудит безопасности, чем организовывать дорогостоящий штат по информационной безопасности с нуля».

Наконец, как на мировом, так и на российском рынке ожидается повышенное внимание к ИТ-решениям, связанным с искусственным интеллектом (ИИ). Например, компании говорят о росте популярности так называемых платформ для программирования Low-code/No-code, где роботизированные алгоритмы сами создают базовую часть того или иного программного продукта. «Ожидается, что совокупный вклад от использования технологий ИИ во всех отраслях экономики в ВВП России составит 11,6 триллиона рублей к 2030 году, а в 2035-м достигнет 46,5 триллиона рублей, — говорит Владислав Беляев, сооснователь и исполнительный директор ИИ-платформы AutoFAQ. — Компании и организации будут шире применять ИИ-решения для оптимизации бизнес-процессов, совершенствования прогнозов, повышения эффективности и укрепления позиций на рынке. И этот тренд — общий для всех отраслей российской экономики».