Банки готовятся к снижению ключевой ставки. Кредитование на паузе, деньги клиентов нужны уже не так сильно, поэтому доходности депозитов идут вниз. А брокеры и управляющие компании ждут, что клиенты банков в поисках лучшей доходности вот-вот придут на фондовый рынок. Впрочем, не стоит ждать, что новые инвесторы проявят большой интерес к акциям. Скорее их привлекут надежные инструменты с гарантированной доходностью: ОФЗ, облигации «голубых фишек» и некоторые ПИФы.
В мае, по данным «Финуслуг» (финансовый маркетплейс от Московской биржи), ставки по вкладам изменили восемь банков из топ-20, а с момента последнего заседания ЦБ по ключевой ставке в конце апреля — уже десять. Только с 25 апреля 2025 года снижение доходности вкладов составило от 0,1 до 1 п. п. На 19 мая средняя ставка по трехмесячному вкладу среди топ-20 банков по объему депозитов составляла 19,84%, по полугодовому — 19,57%, по годовому — 18,69%. В мае, по данным «Финуслуг», лишь две кредитные организации повысили ставки по вкладам, причем всего на 0,08–0,3 п. п. Максимумом остаются 22%, которые предлагают по трехмесячному вкладу, но в крупных банках таких ставок нет (см. таблицу).
Снижение ставок идет с начала года, и не только по новым депозитам, которые банки предлагают прямо сейчас, — его видно уже по средневзвешенным цифрам, в которых учитываются открытые ранее вклады. Так, по данным ЦБ, за март доходность по краткосрочным вкладам (до одного года, включая «до востребования») физлиц упала на 0,8 п. п., достигнув 20%. По долгосрочным (свыше года) депозитам снижение составило 1 п. п. — до 18,8%. С детальной картиной можно ознакомиться на графике 1. На нем же можно увидеть, что снижение средневзвешенных ставок по депозитам со сроком свыше трех лет началось еще в декабре 2024 года, а по остальным категориям — с января 2025-го.
Примерно такая же картина и со вкладами юрлиц: средневзвешенные ставки по депозитам нефинансовых организаций в марте не изменились, оставшись на уровне 19,6%. В то же время долгосрочные вклады для нефинансовых организаций предлагаются на 1,9 п. п. дешевле — в среднем под 19,5%.
Стоит отметить, что до снижения общего объема рублевых депозитов физлиц пока не дошло: за первые три месяца 2025 года он вырос на 5,22%. Однако темпы роста вкладов граждан явно замедляются. Юрлица реагируют на изменение ставок более активно: за первые три месяца 2025 года общий объем их депозитов сократился на 8,68%.
В ожидании решения ЦБ
Сегодня у банков нет острой нужды в фондировании, и они могут позволить себе свободу маневра (снижение ставок по депозитам) с перспективой уменьшения ключевой ставки через несколько месяцев. Пока же сокращение кредитования продолжается. В марте портфель необеспеченных потребительских кредитов упал на 0,3% (−0,9% в феврале). Ипотека все еще растет, но на очень скромные 0,2% в марте и на столько же месяцем ранее. Кроме того, создание резервов по обеспеченным кредитам и выполнение нормативов достаточности капитала по ним обходятся банкам значительно дешевле. Корпоративные кредиты в марте несколько ускорились, и их портфель вырос на 0,9% (+0,1% в феврале), но в ЦБ считают, что это временное явление, связанное в том числе с уплатой крупных налогов за 2024 год (НДД нефтегазовых компаний и налога на прибыль).
Что интересно, при всех существенных сдвигах в экономической и политической обстановке в России структура активов банковского сектора остается практически неизменной. Общий кредитный портфель годами составляет порядка 60–62%. Вложения в ценные бумаги после временного сокращения во втором‒четвертом кварталах 2024 года менее чем до 12% в 2025 году снова пошли вверх и, видимо, вернутся на прежний уровень — около 14%. Основу этих вложений, конечно, составляют ОФЗ, облигации российских компаний занимают почти треть.
Сами банки комментируют ситуацию довольно скупо. В частности, в пресс-службе ВТБ напоминают, что процентная политика банков определяется не только текущим уровнем ключевой ставки, но и возможностями размещения пассивов и ожиданиями дальнейшего движения рынка. Падения спроса на депозиты в ВТБ не ждут (максимальная ставка там 20%). По итогам года банк планирует увеличить портфель классических пассивов на 27%, то есть расти выше рынка.
Главный аналитик Совкомбанка Анна Землянова отмечает, что банки продолжают снижать ставки по вкладам на фоне нормализации стоимости фондирования и переоценки ожиданий в отношении будущей ДКП. Спреды ставок по длинному фондированию к ключевой остаются на низком уровне, а по плавающим ставкам даже немного сократились. В то же время в Совкомбанке предполагают, что регулятор может перейти к смягчению политики уже летом (вероятно, на заседании 25 июля), а значит, ставки по вкладам продолжат падать.
Управляющий по анализу банковского и финансового рынков ПСБ Дмитрий Грицкевич также считает, что потребности банков в привлечении ликвидности уменьшаются на фоне замедления кредитования. Кроме того, все ждут начала цикла снижения ключевой ставки во втором полугодии, что оказывает дополнительное давление на условия по депозитам сроком более шести месяцев.
По словам руководителя направления по развитию сберегательных и инвестиционных продуктов Ингосстрах Банка Вадима Копылова, банки ищут баланс, стремясь установить адекватную и конкурентоспособную ставку, чтобы процент пролонгации вкладов не уменьшался, но и стоимость фондирования кредитов не превышала разумных пределов.
Но даже при снижении ставок банки существенного оттока денег не ожидают. По мнению Дмитрия Грицкевича, возможно только некоторое замедление притока средств граждан на депозиты. «Во-первых, доходности по облигациям снижаются вместе с депозитными ставками. Во-вторых, большинство вкладчиков придерживаются консервативных стратегий и не готовы принять высокий уровень риска, присущий большинству инструментов фондового рынка», — рассуждает представитель ПСБ.
Вадим Копылов уверен, что ставка не единственное преимущество депозита. Важен комплексный подход: плюсы других продуктов банка и выгоды программ лояльности. «Кроме того, мы планируем предлагать альтернативы с гарантированным доходом в страховании, инвестиции в драгоценные металлы для крупных капиталов (в цифровом и физическом варианте), а также инвестиционные решения в ПИФах и на брокерских счетах для розничных клиентов», — поясняет представитель Ингосстрах Банка.
Новые возможности
Тем не менее, пока банки тормозят приток депозитов, брокеры и управляющие компании потирают руки. Действительно, по данным ЦБ, за первые два месяца этого года объем активов физических и юридических лиц на брокерском обслуживании вырос на 3,3%, а объем инвестиционных портфелей доверительного управления — на 1,2%. Может показаться, что цифры довольно скромные, но это только начало тенденции.
Управляющий директор инвесткомпании «Риком-Траст» Дмитрий Целищев считает, что переток части денежных средств из депозитов неизбежен. По его мнению, есть несколько определяющих факторов: госпрограмма по увеличению капитализации фондового рынка, предполагающая наличие широкой палитры инвестиционных инструментов; снижение ключевой ставки на ближайшем заседании Центробанка, что дополнительно уменьшит привлекательность депозитов; повышение прозрачности инструментов, когда Минфин и ЦБ сообща работают с эмитентами на предмет раскрытия информации о бизнесе, а также о включении ковенант, дающих гарантии миноритариям. До конца года «Риком-Траст» планирует рост не менее 50% по каждому из показателей: количество новых брокерских счетов, фондирование уже открытых счетов и ИИС. По мнению Дмитрия Целищева, это будет возможно в том числе за счет более активного использования конструкции ИИС — например, через доверительное управление, а также за счет новых публичных размещений и качественного корпоративного долга.
Коммерческий директор инвестиционной компании «Цифра брокер» Вячеслав Степанов говорит, что уже есть пул клиентов, которые формируют свои позиции на фондовом рынке, — это инвесторы, которые понимают, что в перспективе года-двух ставки точно изменятся, изменится и монетарная политика. Сейчас для того, чтобы деньги хлынули на российский фондовый рынок, не хватает геополитической определенности. Однако в ближайшей перспективе есть понятные треки, уже идет переговорный процесс, наблюдается смягчение риторики со стороны США, и сделано несколько шагов на пути выстраивания торговых отношений.
«Те инвесторы, кто это понимает, начинают формировать свои инвестиционные позиции как минимум на долговом рынке в облигациях и фиксируют долгосрочные доходности хотя бы в ОФЗ, где сейчас можно получить 16–17 процентов на 15 лет минимум, и это абсолютно правильно, — уверен эксперт. — Максимальная доходность на фондовом рынке получается тогда, когда многие вещи еще неочевидны и определенности нет. Прибыль от вложений инвесторов второй волны, когда появится больше определенности, будет меньше. Изменятся ставки на долговом рынке, и мы не увидим возможность зафиксировать настолько хорошую доходность в ОФЗ, в корпоративных выпусках. Что касается акций, то они обычно показывают быстрый разворот и буквально за несколько торговых сессий могут дать хороший рост».
Облигации начнут, акции подхватят
Частные инвесторы ведут себя осторожно и пока не готовы рисковать. По словам заместителя генерального директора по брокерскому бизнесу ФГ «Финам» Дмитрия Леснова, в первую очередь они вкладываются в фонды денежного рынка, которые дают интересную доходность по сравнению с текущими ставками по депозитам при сходном уровне надежности. «Спросом сейчас пользуются корпоративные облигации: они дают еще более высокую доходность к фондам денежного рынка. Если рассматривать корпоративные облигации с рейтингом A, это может быть и плюс два-три процента к ключевой ставке. Поэтому альтернатив банковским депозитам сейчас много, с приемлемым уровнем надежности и даже с некоторым потенциалом роста стоимости самих облигаций при снижении в будущем ключевой ставки», — заключает эксперт.
Руководитель по развитию инвестиционных и специальных продуктов «Альфа-Капитала» Сергей Рогозин подтверждает: в его компании тоже наблюдают эти притоки. В качестве примера он приводит рекордные вложения в облигационные фонды: по итогам апреля чистое привлечение в облигационные ПИФы составило 25,2 млрд рублей, в мае тренд продолжился. «Основным фактором являются макроданные: инфляция, рынок труда, рост экономики. Мы уже наблюдаем выход системных данных о стабилизации темпов роста инфляции, что поддерживает сценарий плавного снижения ставки с конца 2025 года», — добавляет эксперт.
Спрос на облигации виден невооруженным глазом: аукционы Минфина идут с превышением, рынок корпоративных облигаций в марте вернулся к росту и достиг 29,9 трлн рублей. Что интересно, доходности бумаг различных рейтинговых групп преимущественно снижались.
Спрос на облигации виден невооруженным глазом: аукционы Минфина идут с превышением, рынок корпоративных облигаций в марте вернулся к росту и достиг 29,9 трлн рублей
В то же время на рынке акций ситуация не столь благоприятная. Там неопределенность привела к очередному падению индекса Мосбиржи ниже 2800 пунктов, так что с начала года он находится в минусе. Однако Дмитрий Леснов ожидает, что по мере стабилизации геополитических рисков и снижения ключевой ставки клиенты постепенно будут перекладывать средства из облигаций и фондов денежного рынка в акции компаний, которые имеют устойчивую бизнес-модель, активно развиваются и щедро платят дивиденды. В «Финаме» уделяют внимание привлечению в том числе розничных инвесторов, которые не являются активными трейдерами и ищут возможность разместить свободные денежные средства в инструменты, приносящие больший доход, чем банковские депозиты.
В «Альфа-Капитале» консервативным инвесторам предлагают фонд денежного рынка и фонд облигаций с переменным купоном. Клиентам, готовым принять больший риск, — решения fixed income (фонды с более высокой долей длинных ОФЗ либо высокодоходные облигации). Помимо этого у компании есть целая палитра акционных и сырьевых (на золото и платину/палладий) фондов. «В случае дальнейшего замедления инфляции приток в фонды fixed income продолжится. Если к этому добавится геополитика, деньги хлынут и в фонды акций», — предполагает Сергей Рогозин.
По мнению Вячеслава Степанова, в первую очередь средства физлиц и компаний пойдут в долговые инструменты с наивысшим кредитным рейтингом, по которым можно будет в моменте зафиксировать высокую доходность на длительный срок. В первую очередь это ОФЗ, во-вторую — облигации квазигосударственных корпораций (РЖД, госбанков и т. д.). И по мере уменьшения доходности деньги начнут перетекать на рынок акций. «На российском рынке акций есть понятие “дивидендные аристократы”. Соответственно, в первую очередь фаворитами будут “голубые фишки”, причем те, которые прежде не были очевидными. Понятно, что первыми приходят на ум Сбербанк и “ЛУКойл”, но акции того же “Аэрофлота” при смягчении санкционной политики и выстраивании торговых отношений с бывшими вендорами, Boeing и Airbus, моментально придут в достаточно сильное движение. И таких эмитентов на рынке более чем достаточно. То есть рынок акций будет рассматриваться чуть позже, после того как появится геополитическая определенность», — заключает Степанов.