И действительно, в Лондоне, Нью-Йорке, Токио и других мегаполисах мира сейчас уже трудно встретить людей, каждый день ездящих на работу или по делам на собственном авто. Не потому, что им не по карману своя машина, — просто большие города давно с помощью различных рестрикций отгораживаются от наплыва частного транспорта, который вполне способен парализовать инфраструктуру.
Роль удобного транспортного средства в условиях мегаполиса (по данным ООН, к 2050 году в городах будут жить две трети населения планеты) сегодня отводится в том числе и такси, которое призвано быстро, комфортно, безопасно, а порой и недорого доставить пассажира в любое место. В последние годы это справедливо и для России: в одной только Москве на желтых машинах ежедневно передвигаются 1,7 млн человек. Об этом, в частности, говорится в официальной пояснительной записке депутатов Госдумы, которые на днях приняли закон о локализации на рынке такси. Теперь, по замыслу депутатов, службам такси помимо основной деятельности придется выступить в роли буксира отечественного автопрома. Согласно новому закону, с весны следующего года попасть в официальный реестр такси смогут только автомобили с высокой степенью локализации.
Но вытянут ли машины с шашечками новый груз, большой вопрос. Инициатором норматива стал АвтоВАЗ, продукция которого теперь должна послужить основой для отечественных такси. Проблема в том, что транспортные средства из Тольятти к этой роли не готовы. Они часто ломаются при интенсивной эксплуатации, не могут обеспечить необходимого уровня комфорта, имеют большие сложности с сервисным обслуживанием по стране — на это жалуются все представители отрасли.
Волжский автогигант обещает обновить свой модельный ряд, повысить качество и надежность. Но новые правила вступают в действие совсем скоро, и подходящие на роль такси автомобили нужны прямо сейчас. Очевидно, что компании-перевозчики будут до последнего использовать уже имеющиеся машины, стремясь максимально отсрочить переход на российскую технику, — во всяком случае, до тех пор пока АвтоВАЗ не представит рынку подходящий для интенсивного использования и не подверженный частым поломкам автомобиль. Потребителям же, которые и так все меньше ездят на такси из-за роста цен, придется либо мириться с тем, что комфорт и безопасность поездок заметно снизятся, либо пересаживаться на общественный транспорт, либо пользоваться услугами неофициальных «бомбил». Последний вариант развития событий наиболее вероятен. А значит, цены на такси еще поднимутся.
В последние годы АвтоВАЗ геройски противостоит санкциям и продолжает развиваться в сложных экономических условиях. Возможно, он сумеет вывести свои автомобили на новый качественный уровень, расширить модельный ряд. Однако в последнее время продажи сильно упали — в том числе по причине дороговизны тольяттинских машин. Не хотелось бы, чтобы для отечественного автогиганта новый закон стал очередной возможностью поднять цены. Пока никаких конкретных обязательств произвести подходящую для таксомоторной отрасли модель и при этом не допустить существенного подорожания своей продукции со стороны завода не прозвучало.
Безусловно, российский автопром нужно поддерживать. И то, что мы за три десятилетия так и не смогли создать народный автомобиль, — это позор. Но, может, нашим депутатам и ведомствам стоит наконец ответить на вопрос, почему так происходит, проанализировав издержки предприятий, эффективность технологических переделов и т. д., вместо того чтобы, как обычно, перераспределять маржу внутри рыночных цепочек, оказывая помощь одним за счет других? Нам кажется, что автопром — отличный кейс для начала такого предметного разговора.