Россия на Южном Кавказе давно не владеет инициативой, пожиная плоды слабости постсоветской дипломатии и отказа от мягкой силы. Но никуда уходить не собирается, просто играет инерционно теми ресурсами и возможностями, что остаются в ее распоряжении после начала СВО. Вряд ли Москва сохраняет иллюзии в отношении братской преданности соседей, вроде бы вышедших из одной советской семьи: каждый из них всегда стремился извлечь максимум выгоды из имперских интересов России, разве что в последнее десятилетие этот нарратив перестали прятать за тостами о дружбе народов.
Азербайджан сполна воспользовался трудностями Москвы на украинском направлении, по сути проигнорировав ее миротворческие усилия в Карабахе, и продолжает выдавливать российские интересы с Южного Кавказа, позиционируя себя в качестве нового хозяина региона (пусть и с турецким душком). Постоянное провоцирование новых скандалов с Россией с намеренно жарким медийным сопровождением — это не только игра для внутренней аудитории, распаленной военной победой и поиском новых «великих задач», но и попытка принудить Москву стать инициатором компромиссов, тем самым демонстрируя миру новый статус Баку.
Надо полагать, что внешним интересантам не составляет никакого труда надувать эго президента Алиева, провоцируя его на новые антироссийские выходки. А желающих выкинуть Россию из Закавказья и помимо британцев, контролирующих азербайджанский нефтегаз и активы семьи Алиева, более чем достаточно. Отсюда масса геополитических гипотез, которые на поверку могут оказаться рутинной подрывной деятельностью соответствующих спецслужб. Уж очень просто манипулировать национальными лидерами в их самонадеянном представлении о своем величии.
Показательно, что Баку не может не осознавать свою разрушительную уязвимость в ссоре с Россией: это не только потерянные доходы от торговли нефтегазом и полимерами, но и критическая зависимость от поставок российской сельхозпродукции и продуктов питания, а также от экспорта собственной плодоовощной продукции.
С другой стороны, очень много говорилось о перспективах развития логистических коридоров «Север — Юг», проходящих через территорию Азербайджана, якобы принципиальных в условиях санкционной блокады России. Как оказалось, транспортная инфраструктура для них не готова, а имеющиеся объемы перевозок смехотворны. В этом контексте не несет ужасающих рисков и перспектива перекрытия западной ветки МТК «Север — Юг» для коммуникации России и Ирана: соответствующие объемы могут быть переориентированы на транскаспийский морской маршрут и восточную ветку МТК через Казахстан и Туркмению.
Достигнутые ранее силами России соглашения гарантируют безопасность Каспия, и прикаспийская «пятерка» не допустит иных игроков в свою акваторию. А географические условия делают разворачивание натовского плацдарма на кавказском направлении против России финансово малореализуемым проектом. Скорее, есть повод для опасений у Ирана, который может получить сухопутную угрозу с севера.
В целом, как мы видим, Россия может действительно больно наказать Азербайджан. Но даже оставляя за скобками политическую соразмерность, надо полагать, что ничем полезным этот урок не обернется. Пример Украины показывает, как легко некоторые эгоцентричные лидеры соглашаются на саморазрушительные для своего общества и экономики решения, испепеляя целые государства в стремлении к ложным идеалам. А наши оппоненты запросто принимают на себя часть издержек в обмен на любой ущерб России.
К сожалению для нас, именно на периферии империй чаще всего срабатывает эта тактика формирования внешними силами государств-камикадзе. Так что, видимо, над продвижением российских интересов в Закавказье все же придется работать — долго и кропотливо.