Россия оказалась не готова к цифровому рублю

Алексей Долженков
специальный корреспондент «Монокль»
Евгения Обухова
редактор отдела экономика и финансы «Монокль»
14 июля 2025, 00:00 №29

Внедрение цифрового рубля откровенно буксует: расходы банков и компаний на него не окупятся, россияне не хотят его использовать. И похоже, сам ЦБ сильно недооценил сложности запуска новой платежной системы с нуля

ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ
Читайте Monocle.ru в

Цифрового рубля в этом году мы не дождемся: его внедрение в широкий обиход отодвинуто на следующую осень. Крупнейшие банки (все системно значимые и еще несколько) и торговые сети с выручкой от 120 млн рублей должны предоставить возможность его использования с 1 сентября 2026 года, банки с универсальной лицензией и средние компании — с 1 сентября 2027-го, а все остальные банки и компании, кроме совсем мелких магазинов, — с 1 сентября 2028 года. Напомним, ранее поэтапное внедрение должно было начаться с 1 июля 2025 года.

В сообщении ЦБ отмечается, что новые сроки были намечены после обсуждения с участниками рынка и заинтересованными министерствами и ведомствами и что они учитывают время, необходимое банкам и торговым компаниям для настройки их систем. Похоже, Банк России пытается намекнуть, что отсрочка связана именно с их неготовностью к широкому внедрению цифрового рубля.

В июньском докладе ЦБ «Цифровой рубль: статус проекта» приводятся такие цифры: с начала пилота (август 2023-го) по конец мая 2025 года на платформе цифрового рубля было открыто около 2500 кошельков физических и юридических лиц, операции с цифровой национальной валютой доступны клиентам 15 банков более чем из 150 населенных пунктов. Кроме того, было совершено свыше 63 тыс. переводов, около 13 тыс. оплат товаров и услуг, исполнено более 17 тыс. смарт-контрактов. Для сравнения: только за 2024 год в России, по данным ЦБ, зафиксировано более 76 млрд операций по картам, так что число транзакций с цифровым рублем по сравнению с числом транзакций в реальной экономике довольно скромный.

Трудный путь от пилота к запуску

Похоже, главная причина переноса сроков заключается в том, что в ЦБ просто недооценили трудности, которые могут возникнуть в процессе масштабирования. Как рассказал председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД) Виктор Достов, запуск цифрового рубля — это, по сути, запуск платежной системы с нуля, без возможности опираться на существующие решения. А значит, долгий, непростой и дорогой процесс. «Вероятно, цифровой рубль оказался более сложным проектом, чем планировалось. Очевидно, есть определенные проблемы с оборудованием из-за санкций», — говорит Виктор Достов. Председатель АЭД также добавил, что сейчас интерес к распределенным решениям в целом снижается — проект цифрового рубля запускался на хайпе, но теперь оценки стали более осторожными, причем это не российская специфика, а повсеместное явление.

В свою очередь, руководитель аналитического департамента Ассоциации российских банков (АРБ) Анжела Ханачевская предполагает, что не все крупные банки завершили присоединение к платформе цифрового рубля. «Например, Сбер вошел в пилот только во второй волне, а это огромное число клиентов. Более того, на финансовом конгрессе Банка России руководитель Сбера выразил сомнение в необходимости внедрения цифрового рубля. Важно, чтобы все участники рынка понимали плюсы от его использования», — подчеркивает она.

«Я как физическое лицо не понимаю, зачем мне нужен цифровой рубль. Как представитель банка и предприятия тоже не очень хорошо понимаю. Все, что может дать цифровой рубль, у нас уже есть: безналичный расчет», — заявил журналистам на конгрессе Герман Греф.

Анжела Ханачевская отмечает, что, может быть, и торговые сети не все готовы к использованию цифрового рубля: «Если посмотреть на результаты пилота, то там тесты проходили на небольшом количестве торговых точек. Нужно время, чтобы масштабировать систему на всю страну».

Руководитель направления по развитию бизнеса компании «Прайм Брокерский сервис» Евгений Бабошкин подтверждает, что платформа цифрового рубля функционирует, но уверен: запуск — это не только серверы ЦБ. Нужно, чтобы все участники, от банков до кассовых систем ретейла, одновременно выполнили свою часть работы. «Проблема в том, что у ретейла на 2025 год не заложены бюджеты на обновление POS-терминалов (оборудование на рабочем месте кассира. — “Монокль”), прошивок касс и эквайрингового ПО (программное обеспечение для приема безналичных платежей. — “Монокль”) под цифровой рубль, — поясняет Евгений Бабошкин. — Остается также ряд неурегулированных вопросов. Кто отвечает за сбои? Как обрабатываются возвраты? Каковы SLA (соглашение об уровне сервиса между заказчиком и исполнителем. — “Монокль”) по транзакциям? Все это тормозит подключение. Поэтому в марте и июне участники рынка попросили синхронизировать запуск с плановым обновлением инфраструктуры к 2026 году».

Стоит отметить, что в рамках пилота тестировался возврат средств покупателю-физлицу на его счет цифрового рубля со счета цифрового рубля торговой точки за оплаченные ранее товары или услуги, причем как полный, так и частичный. В докладе ЦБ интеграция системы диспутов, позволяющая решать спорные ситуации между пользователями (например, при оспаривании оплаты товара, несоответствии суммы перевода или технических сбоях), содержится в разделе «Развитие функциональных возможностей платформы цифрового рубля». Иными словами, тут еще есть нюансы, требующие доработки.

Можно предположить, что к масштабированию цифрового рубля оказались не готовы не только банки и торговые сети, но и сам Центробанк. Как рассказал экс-заместитель председателя ЦБ РФ Михаил Сенаторов в интервью для канала Содружества профессионалов финансового рынка Naidi Mamonta, чтобы обеспечить доступность цифрового рубля для 140 млн человек, инфраструктура должна быть почти на два порядка мощнее ныне существующей платежной системы. Соответственно и защита сразу становится более сложной. По мнению эксперта, в Банке России не готовы к широкому внедрению цифрового рубля: из коллектива, который создавал действующую платежную систему, в ЦБ после прихода Эльвиры Набиуллиной осталась всего пара человек.

О том, что функционал информационной безопасности на платформе цифрового рубля еще дорабатывается, говорит, ссылаясь на материал Банка России, и Анжела Ханачевская. От себя добавим, что в докладе в качестве одного из вызовов, с которым столкнулись участники пилота, названо создание удобного клиентского пути с соблюдением требований информационной безопасности — два аспекта, которые напрямую влияют на доверие пользователей и устойчивость системы. Стоит пояснить, что задачи обеспечения комфорта клиента и поддержания безопасности транзакций часто противоречат друг другу: чем меньше проверок и чем они проще, тем удобнее доступ пользователя к деньгам и операциям с ними, и наоборот. Из доклада следует, что не все вопросы безопасности уже решены и оптимальный баланс пока не найден.

Людям цифровой рубль не нужен

Особое внимание Банк России уделяет удобному и стандартизованному клиентскому пути для всех мобильных приложений банков — участников платформы цифрового рубля. Регулятор собирается «прикрутить» оплату цифровым рублем к уже привычному способу оплаты по QR-коду. В докладе ЦБ говорится, что он совместно с участниками платежного рынка проводит работу по внедрению универсального QR-кода — единого технологического стандарта, обеспечивающего покупателям возможность после сканирования самостоятельно выбрать платежный инструмент: СБП, pay-сервис любого банка, цифровой рубль.

Возможно, такой подход действительно поможет людям быстрее привыкнуть к цифровому рублю, о котором уже ходит много мифов. Но главное, гражданам до сих пор непонятно, зачем он нужен. «Пользователи уже привыкли ко множеству имеющихся способов оплаты: СБП, QR-коды и так далее. Почему они должны переходить на цифровой рубль? Вопросов по этой части много. Необходима разъяснительная работа», — указывает Анжела Ханачевская.

Банк России также отмечает, что формирование доверия граждан к цифровой национальной валюте стало отдельным вызовом и работа в этом направлении ведется. Кроме того, количество пользователей пилота станет увеличиваться плавно, что, по мнению ЦБ, в дальнейшем позволит снять психологические и иные барьеры при использовании цифрового рубля у граждан и бизнеса. Если же возникнет спрос на какие-то конкретные сервисы, их будут развивать в первую очередь.

Впрочем, пока до этого прекрасного будущего очень далеко. Результаты социологического исследования ЦБ «Отношение населения Российской Федерации к различным средствам платежа» за 2024 год показали, что знают и готовы открыть счет в цифровых рублях только 6% (в 2023 году — 8%) респондентов; знают, но открывать счет пока не планируют — 34% (25%); знают, но не понимают, зачем он нужен, — 19% (35%); не знают о появлении цифрового рубля — 41% (32%). Как видим, ситуация не улучшается.

И причины понятны. Для людей цифровой рубль фактически просто еще один счет в банковском приложении, по которому не начисляются проценты и нет программ лояльности. Допустим, его видно из всех приложений всех банков, но для кого это реально важно? Защита средств при банкротстве кредитной организации? Тоже сомнительный аргумент: большей части населения вполне хватает страховки АСВ в 1,4 млн рублей на один банк. Можно ведь раскидать сбережения по нескольким банкам. По реально крупным суммам уже начинает сказываться невозможность положить цифровые рубли на депозит и получать пассивный доход.

Конечно, со временем люди привыкнут, как привыкли получать пенсии, стипендии и социальные платежи на карты «Мир». В 2024 году совместно с Федеральным казначейством были успешно проведены тестовые операции в цифровых рублях по выплате стипендий из федерального бюджета и оплате штрафов в федеральный бюджет. По информации Евгения Бабошкина, в Татарстане и Чувашии уже тестируют выплату пособий в «цифре». Кроме того, директор департамента страхования АСВ Наталья Болдырева на недавно прошедшем марафоне по финансовой грамотности «ПроФиТ» сообщила, что АСВ готовится выплачивать страховое возмещение вкладчикам в цифровых рублях. Однако на какую-то массовую популярность у населения, вне «обязаловки», в текущем формате рассчитывать не приходится.

До плюсов пока далеко

Если говорить о достоинствах нового платежного средства чуть шире, то нельзя хотя бы вкратце не затронуть смарт-контракты и офлайн-операции — и то и другое считается неоспоримым преимуществом цифровых рублей над безналичными.

Например, государству смарт-контракты упростят контроль за целевым расходованием бюджетных средств. Бизнесу — позволят проводить оплату услуг по факту их выполнения, автоматически выплачивать заработную плату, получать страховые выплаты сразу после наступления страхового случая. Гражданам — обеспечат автоматическую оплату услуг ЖКХ, аренды жилья, ежемесячных подписок и сервисов. Правда, жизнь они облегчат не столько пользователям, сколько организаторам автоплатежей, то есть в первую очередь банкам. Смарт-контракты можно использовать и при операциях с недвижимостью. Причем это далеко не исчерпывающий список.

Уже сейчас протестированы простые типы смарт-контрактов, позволяющие осуществлять регулярные переводы между физическими лицами в определенную плательщиком дату, а также разовые переводы между физическими лицами в указанные дату и время.

Если верить докладу ЦБ, дальнейшее развитие смарт-контрактов уже запланировано. По информации Евгения Бабошкина, следующее расширение их функционала намечено на первый квартал 2026 года. Оно добавит условные компенсации (то есть возврат средств по наступлении события), поддержку мультиподписи в b2b-операциях, а также интеграцию с сервисами бюджетного планирования. Впрочем, по мнению эксперта, ЦБ пока не хочет конкурировать с частными платежными платформами и стремится избежать перегрузки рынка сложной логикой на старте — сейчас нужно отработать простые сценарии, которые можно масштабировать в рамках госсектора и розницы.

С офлайн-операциями в цифровых рублях ситуация значительно хуже. Они и раньше были последними в очереди, а в свежем докладе ЦБ этот функционал вообще не был упомянут. По информации Виктора Достова, сейчас офлайн-операции, по крайней мере официально, отложены на неопределенный срок. Впрочем, Анжела Ханачевская считает, что он все же будет развиваться: это один из главных плюсов цифрового рубля.

По данным председателя правления Ассоциации участников финансового рынка и платежной индустрии «Финансовые инновации» (АФИ) Романа Прохорова, в настоящее время из проекта цифрового рубля исключена и прослеживаемость средств, которая была основным флагом при запуске. Действительно, в докладе ЦБ этот функционал тоже ни разу не упоминается, но информации о том, что от него отказались, не поступало. Собственно, прослеживаемость является базовой частью архитектуры цифровых валют центральных банков; как ее избежать, не совсем понятно. Наверное, можно не встраивать функции, которые будут выдавать такую информацию, но сама информация никуда не денется; соответственно, их легко добавить позже.

Дело, скорее всего, в том, что именно это свойство цифровых рублей (окрашенность каждого конкретного рубля, благодаря чему операции с ним видны регулятору в реальном времени) позволяло их противникам играть на страхах части населения о «цифровом концлагере», поэтому ЦБ решил убрать упоминание этого функционала из свежих документов. Стоит напомнить, что операции с безналичными рублями полностью прослеживаются уже сейчас, с цифровыми это сделать чуть проще и чуть быстрее — не более того. Собственно, именно поэтому мошенники и выводят деньги через дроперов в нал или крипту.

Нет «морковки»

Если говорить не о технической, а о финансовой стороне вопроса, то у большинства банков и компаний мотивация внедрять новую платежную систему отсутствует. По мнению Романа Прохорова, основная беда проекта — несоответствие затрат и достигаемых целей. Евгений Бабошкин согласен с тем, что суть проблемы не в технологиях, а в экономике: банкам нужно адаптировать свою внутреннюю ИТ-инфраструктуру, а это капитальные затраты, которые, по оценкам рынка, могут составлять 120–200 млн рублей на организацию. «Клиентские средства при этом переходят в кошельки ЦБ, снижая доходность и уменьшая операционную ликвидность. Именно такой ситуации опасаются прежде всего средние банки», — отмечает он.

В свою очередь, генеральный директор SR Consulting Денис Соловьев убежден: чтобы цифровой рубль заработал, должны появиться игроки, которым его использование станет приносить доход, сопоставимый с расходами на обслуживание более сложного инструмента, поддерживающего всю историю транзакций и предоставляющего доступ иным субъектам к банковским вычислительным центрам. Для банков это существенное изменение политики безопасности — и сопутствующие ему расходы. «Без определенного набора компенсирующих риски положительных драйверов потребителям новый инструмент интересен не будет, — считает Соловьев. — Если бы, например, кредитование в цифровых рублях было с дисконтом в один-два процента к рыночной ставке, сразу появилась бы масса желающих его использовать. А дальше крайне сложно оказалось бы отделить агнцев, так как для пользователя цифровой и обычный рубль были бы неразличимы».

Глава Национального совета финансового рынка Андрей Емелин напоминает, что еще четыре года назад несколько ассоциаций обратились в Банк России с письмом. В нем они отметили, что единственные сферы, в которых внедрение цифрового рубля будет действительно важно и полезно, — это трансграничные расчеты и контроль крупносуммовых бюджетных расходов: таким образом Казначейство сможет отслеживать целевое использование бюджетных средств. «Для потребителей цифровой рубль не имеет самостоятельной полезности — это, по сути, те же электронные денежные средства, у которых уже есть своя, причем не очень большая ниша применения: мелкие p2p-расчеты и мелкие дистанционные платежи. Второй вид ЭДС просто не нужен», — говорит глава НСФР. По его мнению, пробуксовка цифрового рубля вызвана неточно определенной целью, и хорошо, что сейчас происходит «переоценка ценностей», которая позволит придать проекту второе дыхание, уже никак не связанное с розничными платежами.

Цифровой рубль — это не только сервера ЦБ, подготовиться нужно всем участникам, от банков до ретейла, а, например, у ретейла на 2025 год бюд жеты просто не заложены

Впрочем, если поискать, то заинтересованных игроков найти все же можно. По словам Евгения Бабошкина, коммерческий интерес есть, особенно со стороны маркетплейсов и онлайн-ретейла: там внедрение цифрового рубля позволит снизить комиссии за прием платежей — около 0,3% за эквайринг вместо 2–2,5%. Однако бизнес, в отличие от госорганов, пока действует аккуратно.

В заключение мы попросили спикеров оценить, удастся ли ЦБ выдержать новые сроки, и получили довольно интересные ответы.  Анжела Ханачевская, например, акцентирует внимание на том, что в июне на Петербургском международном экономическом форуме президент поддержал внедрение цифрового рубля и заявил о необходимости сделать его использование массовым. Соответственно, Банк России будет стараться уложиться в срок.

Андрей Емелин и Виктор Достов полагают, что концепцию ждут изменения, причем ее дальнейшее развитие, скорее всего, не будет связано с розничными платежами.

Роман Прохоров также считает, что проект цифрового рубля ожидает трансформация, но в направлении токенизации безналичных денег, что позволит цифровизировать финансы с существенно меньшими издержками. Учет и обращение обычного безнала может происходить с использованием технологии токенизации, а не обычных записей в компьютерных системах банков: конфиденциальные данные в этом случае заменяются на токены, которые не имеют самостоятельного смысла и обычно выглядят как строки символов. Для хранения таких данных часто используется технология распределенных реестров, и тогда возникает возможность использовать смарт-контракты.

Однако хочется напомнить, что токенизацию безналичных средств ранее продвигал Сбер, но Банк России этот вариант отверг. Свой безнал Центробанку токенизировать большого смысла нет: преимуществ перед текущим форматом цифрового рубля не просматривается. Если же токенизировать безналичные рубли банков, то они останутся деньгами банков, а не ЦБ — такой вариант регулятора не устраивает. Да, в ходе пилотного проекта цифрового рубля продолжается изучение эффективности различных экономических моделей его обращения, но именно моделей, а не форматов — с этим ЦБ уже определился.

По мнению же Евгения Бабошкина, шансы на соблюдение графика по первым двум этапам выше среднего. Эксперт уверен, что как минимум 10 системно значимых банков уже завершили тестирование в «песочнице», а еще несколько готовят промышленную инфраструктуру к осени 2026 года. В ретейле все сложнее: у крупных сетей обновление кассового оборудования заложено на 2026-й, но многое будет зависеть от согласования требований и технической документации. Вероятность запуска для крупных участников он оценивает в пределах 60–70%. По словам представителя компании «Прайм Брокерский сервис», средние банки и торговые компании, скорее всего, успеют, рынок ждет готовых решений под ключ от процессингов, а вот мелкий офлайн-ретейл — слабое звено. Без субсидий на кассы, без упрощенного подключения к операторам фискальных данных и без прямой интеграции с эквайрингом до 2028 года смогут выполнить требования не более 75–80% участников, остальные — только при внешней поддержке.

В подготовке материала принимала участие Евгения Обухова