Недавний военный конфликт Пакистана и Индии вновь заставил обратить внимание на регион с тлеющим многие десятилетия территориальным конфликтом и соперничеством двух ядерных держав. К счастью, стороны не стремятся расчехлить запасы сверхоружия и всегда пытаются искать варианты урегулирования пограничных споров. Однако всегда сохраняется опасность перехода конфликта в терминальную стадию, радикализации части общества либо попадания ядерных боеголовок в руки террористов. И кажется, что менее развитый, не столь преуспевающий и богатый Пакистан ближе к этому опасному сценарию.
В то же время, несмотря на закрепившуюся за Пакистаном славу «регионального хулигана», Исламабад вовсе не стремится ввергнуть Южную Азию (а затем и весь мир) в анархию. Напротив, страна ищет свое место в новом миропорядке. Такое, чтобы оно полностью соответствовало мировоззрению и национальной идентичности жителей страны.
Пакистан: основа основ
Поскольку подавляющее большинство населения Пакистана составляют мусульмане-сунниты, основой мировоззрения новой страны закономерно стал религиозный национализм, корни которого уходят в эпоху колониальной борьбы. Ее постулаты сформулировала Всеиндийская мусульманская лига. С 1906 года она боролась за суверенитет Индии, а когда это стало реальным — за отделение исламских регионов в отдельное государство.