Годовой план по дефициту бюджет уже перевыполнен, а по итогам 2025 года он может достигнуть 5–6 трлн рублей. Поэтому осенью в Госдуму будет внесен второй блок поправок в текущий бюджет, закрепляющий новый статус-кво по расходам и доходам.
Поднятая в СМИ шумиха вокруг дефицита основана на предварительных оценках Минфина, касающихся исполнения федерального бюджета за полугодие и за январь‒июль 2025 года. Согласно данным ведомства, расходы казны быстро растут: по итогам января‒июля расходы составили 25,2 трлн рублей, что выше уровня предыдущего года на 20,8%. При этом чиновники отмечают, что после ускоренного финансирования затрат в январе (+64,1% год к году) расходы федерального бюджета замедлились и в феврале‒июле выросли всего на +14,9% год к году. Как объясняют в Минфине, ситуация связана с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым статьям. Этот момент очень важен, и позже мы остановимся на нем подробнее.
Опережающий рост расходов и стал причиной дефицита: доходы просто не поспевали за тратами. В январе‒июле 2025 года в бюджет поступило 20,3 трлн рублей, что всего на 2,8% больше, чем за соответствующий период 2024 года. При этом ненефтегазовые доходы составили 14,8 трлн (+14% год к году), что соответствует запланированной ведомством траектории. Рост поступлений оборотных налогов, включая НДС, в январе‒июле достиг 6,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. То есть средства от налога на прибыль, который с этого года платится по ставке 25%, и поступающего в федеральный бюджет НДФЛ в казне увеличиваются опережающими темпами. А вот нефтегазовые доходы оцениваются всего в 5,5 трлн рублей, что меньше аналогичного показателя предыдущего года на солидные 18,5% из-за снижения средней цены на нефть. В Минфине отмечают, что эта статья в дальнейшем может стать еще менее доходной в силу ослабления ценовой конъюнктуры.