Перед космической отраслью России поставили четкие цели. Впервые они не разбросаны по отдельным федеральным программам, а увязаны в единый национальный проект с рекордным для этой сферы госфинансированием — более 4 трлн рублей на десять лет, еще более 1 трлн рублей планируется привлечь из внебюджетных источников. В числе приоритетов — безопасность и связь, наблюдение за Землей, пилотируемый космос, создание многоразовой ракеты, отправка аппаратов на Луну и Венеру. В сумме поставленные задачи дают грандиозный объем работ, по максимуму загружая организации космической науки и промышленности.
О новых планах и возможностях России в космосе мы поговорили с директором Института космических исследований РАН академиком Анатолием Петруковичем.
— Анатолий Алексеевич, насколько амбициозны цели нынешнего нацпроекта? И отвечает ли заявленным целям финансирование?
— Ну, раз проект принят, значит, финансирование отвечает целям, иначе решение принято не было бы. Новая программа включает в себя довольно много элементов — это и пилотируемый космос, и создание новых ракет-носителей, и запуск спутников связи и научных спутников, и проекты по космической ядерной энергетике, и космическое образование в части подготовки кадров для «Роскосмоса». Это действительно национальный проект. Все его звенья по всем направлениям российской гражданской космической деятельности взаимоувязаны. Цели ставятся достаточно амбициозные, в том числе это отражено в финансировании — на этот нацпроект будет выделено более четырех триллионов рублей на десять лет. Эта сумма существенно выше ассигнований на гражданский космос за предыдущее десятилетие. Ну и, соответственно, космическая отрасль берет на себя большие обязательства.