Бензин: ложный кризис

25 августа 2025, 00:38

Традиционный для конца лета — начала осени всплеск цен на бензин так же традиционно окрестили топливным кризисом.

СЕРГЕЙ МАЛЬГАВКО/ТАСС
Биржевые цены на бензин стабилизируются и рост в рознице также замедлится
Читайте Monocle.ru в

Хотя сезонный комплекс проблем привычен и ничего экстраординарного не происходит: спрос вырос, плановые ремонты нефтеперерабатывающих заводов переехали с весны на лето и дополнились внеплановыми работами из-за атак дронов, а в некоторых регионах, где нет своего производства бензина, возник такой же сезонный дефицит. К этому добавился рост биржевых оптовых цен до исторических максимумов: на момент подготовки этого материала, 21 августа, АИ-92 на Петербургской бирже, где торгуется сырье, стоил 73,14 тыс. рублей за тонну, АИ-95 — 81,4 тыс. рублей за тонну, чуть откатившись от пика в 82 тыс. рублей.

Поскольку мы следим за ценами для ценового индекса «Монокля», мы знаем, что в рознице бензин весь год дорожал довольно умеренно и скачок произошел лишь в середине августа. С начала наших наблюдений в конце января 2025 года АИ-95 на подмосковной заправке подорожал на 5,9%, это почти 12% в годовом выражении. Но повторим: так случается каждый год. Скорее всего, по мере ввода в строй НПЗ после с ремонта, и завершения горячего отпускного сезона биржевые (оптовые) цены на бензин стабилизируются и рост в рознице также замедлится.

Единственный выбивающийся из обычного набора фактор — запрет на экспорт бензина, который был введен с 30 июля по 31 августа и, скорее всего, будет продлен на сентябрь, то есть пока ажиотаж на топливном рынке не схлынет. Второй раз правительство прибегает к такому методу: впервые это произошло осенью 2023-го, когда тему дефицита бензина разгоняли нефтяники, недовольные пересмотром условий по демпферу (подробнее см. «Битва за бензин», «Эксперт» № 39 за 2023 год). В тот раз запрет на экспорт быстро остудил цены, но дело было в конце сентября. Вполне вероятно, тогда как раз начал утихать высокий спрос. Кстати, нельзя исключить, что на этот раз нефтяники устраивают тихий бунт по тому же поводу, что и два года назад: за первые семь месяцев этого года выплаты по демпферу снизились на 46% в сравнении с аналогичным периодом 2024-го.

 «Ситуация на рынке бензина стандартная, — говорит Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации “Надежный партнер” и автор телеграм-канала Oilfly. — У нас две вечные проблемы: дорожающий бензин летом и дорожающее зимнее топливо зимой. Плюс сезонный дефицит в регионах. Начинается истерика на бирже, потом истерика выливается на потребителей, начинается спекулятивный повышенный спрос, за счет этого и возникает такая ситуация. Поэтому задача проста: обеспечить максимальное спокойствие».

Сезонный дефицит бензина не та проблема, которую можно решить, просто увеличив его производство. В силу особенностей технологии нефтепереработки произвести бензин, не производя дизель, нельзя, а дизеля у нас и так выпускается с избытком, так что 40% приходится экспортировать. Кстати, дизель на заправках дорожает значительно медленнее бензина. Поэтому, уверен Дмитрий Гусев, от ручного регулирования топливного рынка надо переходить к регулированию на уровне технологий. «По данным “Автостата”, наш рынок на 93 процента занят бензиновыми автомобилями. Во-первых, нам нужно снижать пошлины и налоги на импорт и производство дизельных легковых автомобилей, тем самым увеличивая потребление дизельного топлива и снижая нагрузку на бензин, — убежден эксперт. — А во-вторых, необходимо технологически и законодательно закрепить производство битопливных двигателей, по крайней мере на пропан-бутане с бензином, пока мы не понимаем, что у нас будет с электротранспортом».

Но если потребитель за эти годы не понял, что дизель — это спокойнее, что пропан-бутан  — это спокойнее, значит, его все устраивает и проблемы нет, резюмирует Дмитрий Гусев. И этому есть простое экономическое объяснение: в реальном выражении цены на бензин снижаются последние 12 лет (см. график). Картина та же, и, если пересчитать цену АИ-92 в долларах, окажется, что больше десятилетия она колеблется в пределах 50–70 центов за литр и только в этом году немного вышла из данного диапазона. Но это, скорее всего, следствие укрепления рубля. Ситуативный дефицит в отдельных регионах, ремонты НПЗ, которые всегда происходят не вовремя, — неприятность, но точно ничего критического.