Дискуссии о развитии образования вступают в острую фазу: в августе в профильных органах власти будут подведены итоги работы педсоветов и экспертных групп в этой сфере. Далее в течение года будет разрабатываться стратегия образования, которая определит вектор развития общеобразовательной школы до 2036 года. Уже сейчас понятно, что перемены неизбежны, темп им задает развитие жизни и общества, а также анализ текущих проблем в системе образования. В рамках обсуждения этой темы на страницах «Монокля» директор знаменитого московского лицея «Вторая школа им. В. Ф. Овчинникова» Михаил Случ рассказал, какие учителя нужны современной школе, почему нельзя подсаживать учеников на репетиторов, как прививать им патриотизм и мотивировать их читать Достоевского.
— Михаил Ильич, ваша философия как директора: какие принципы, чем руководствуетесь?
— Философия довольно сильно зависит школы, в которой работает директор. Особенно если эта школа с историей. Вторая школа появилась в 1956 году, и так получилось, что в ней, правда с перерывом в тридцать лет, работал один и тот же директор — Владимир Федорович Овчинников. Он говорил, что надо набрать хороших учителей и дальше не мешать им работать. Я не настолько великий человек, как он, чтобы такие принципы формулировать. Но все же: у нас специфическая школа, здесь сильные дети, поэтому часть философии состоит в том, что сильным детям нужны сильные учителя. Другая часть этой философии — с детьми надо разговаривать как со взрослыми и нормальными людьми. Понятно, что их тоже надо строжить, направлять, но в целом они могут много работать самостоятельно. Этим нельзя пренебрегать. В школе принято учить, давать указания, контролировать работы и так далее. Здесь так тоже можно и нужно. Даже в каких-то случаях надо жестким быть. Но в целом важно, чтобы ребята начали работать.