Так называемый теневой флот России на Западе не обсуждает только ленивый в угоду американо-евро-киевскому режиму. Нашу страну пытаются обвинить в том, что для получения доходов от продажи нефти она использует старые и не соответствующие экологическим требованиям танкеры. Кроме того, они ходят с «неправильной» страховкой и под «неправильным» флагом, отключают автоматическую идентификационную систему (Automatic Identification System, AIS) и занимаются перегрузкой нефти в открытом море. Наибольшие страсти кипят на Балтике.
А между тем по другим морям и океанам бороздят просторы не менее «темные» ковчеги с оружием для Украины, и в Киеве даже не стесняются рассказывать об этом «по секрету всему свету». Они нарушают морское право и подлежат аресту любым законопослушным государством, которое становится свидетелем этих преступлений. Но, похоже, только Россия заинтересована в ликвидации угрозы на морях. Впрочем, после окончания «зерновой сделки» активности по отношению к украинским судам с оружием мы не проявляем.
Кое-какой свет на эту мутную историю мы и попробуем пролить.
Истоки термина
Понятие «теневой флот» официально установлено резолюцией Ассамблеи Международной морской организации (IMO) A33/Res.1192 в декабре 2023 года. Под ним понимаются суда, которые участвуют в незаконных операциях с целью обхода санкций, уклонения от соблюдения правил безопасности или экологических норм, избежания страховых расходов или другой незаконной деятельности, к которой отнесены: проведение небезопасных операций, не соответствующих международным правилам и строгим отраслевым стандартам; умышленное уклонение от проверок (в том числе коммерческих) со стороны государств флага и порта; отсутствие адекватного страхования ответственности или другой финансовой безопасности; отсутствие прозрачной политики корпоративного управления, которая обеспечивает благополучие и безопасность находящихся на борту и защиту морской среды; умышленное принятие мер, чтобы избежать обнаружения судна, например отключение систем AIS или сокрытие истинного идентификатора, когда для этого нет законных оснований.