Банк России разложил ВВП по сценариям

8 сентября 2025, 00:00

Каждую осень Банк России представляет свой главный документ «Основные направления денежно-кредитной политики», который важен по двум причинам.

АЛЕКСЕЙ ОРЛОВ/ВЕДОМОСТИ/ТАСС
ЦБ расписал сценарии
Читайте Monocle.ru в

Он, во-первых, задает вектор, по которому регулятор будет двигаться к таргету по инфляции, а во-вторых, содержит обширный прогноз макроэкономических показателей. До 2024 года аналитики Банка России описывали в «Основных направлениях» три сценария развития событий, а с 2025-го количество сценариев увеличилось до четырех. Интересно, что в своих прогнозах на 2023 и 2024 годы ЦБ даже представить себе не мог тех темпов роста экономики, какие мы получили в реальности (см. график). И только в этом году регулятор может наконец попасть в цель с прогнозом — в первую очередь благодаря жесткой денежно-кредитной политике.

Еще один примечательный факт: худший, рисковый, сценарий в свежих «Основных направлениях», при котором мировой спрос резко падает на фоне рецессии в двух крупнейших экономиках (в США и еврозоне) и существенного замедления экономического роста в Китае, что ведет к серьезному падению цен на нефть, предполагает снижение нашего ВВП всего лишь на 3,5% максимум. Хотя в предыдущие годы худшие сценарии предполагали его снижение на 8% (2023 год), 6%ь (2024 год) и 4% (2025 год) процента соответственно. Это может означать, что мы действительно все меньше и меньше зависим от состояния мировой экономики.

В 2026 году ЦБ в базовом сценарии ожидает, что внешнеторговые противоречия между крупнейшими экономиками станут сдерживать рост выпуска в мировой экономике и международную торговлю. Для нас это будет означать низкие цены на нефть. Сохранение санкционных ограничений продолжит сдерживать рост экспорта и импорта. ЦБ также ждет «нормализации бюджетной политики с возвратом к формированию расходов в соответствии с долгосрочными параметрами бюджетного правила». При таком раскладе ВВП вырастет в 2026 году на 0,5–1,5%. Роста свыше 2,5% на горизонте до 2028 года Банк России традиционно не ждет, но оговаривается, что такое возможно — за счет увеличения совокупной факторной производительности и наращивания основного капитала. Годовая инфляция в 2026 году, по прогнозу ЦБ, опустится до 4,5–5,1%, а валовое накопление основного капитала окажется в диапазоне от 0 до 2%, так что пассаж о повышении потенциальных темпов роста за счет этого выглядит немного фантастическим.

Пока более реальным выглядит проинфляционный сценарий: при нем в числе прочего предполагается усиление санкционного давления, которое будет сдерживать инвестиции и снижать производительность из-за потери доступа к части технологий. Сохранится высокая конкуренция за работников, инвестиционный спрос также будет повышенным — из-за необходимости расширять производственные возможности в условиях ограничений рынка труда и при потере доступа к части зарубежных технологий. Плюс население и бизнес все еще сохраняют высокие инфляционные ожидания, а государство продолжает много тратить на льготные программы кредитования, да еще и расширяет «меры протекционистского характера» в целях стимулирования импортозамещения на фоне санкционных ограничений. Почему-то в этих условиях Банк России ждет не расширения предложения товаров, а только роста цен на импорт. Но зато ВВП в 2026 году вырастет на 1–2% — хотя ЦБ и придется проводить более жесткую, чем в базовом сценарии, денежно-кредитную политику.

Подробнее о том, как будет действовать ЦБ в деле снижения ставки прямо сейчас и на что ему придется ориентироваться, — в материале «Мы балансируем на грани рецессии» на стр. 44.