«Газпрому» кинули спасательный круг

Евгений Огородников
редактор отдела рейтинги «Монокль»
8 сентября 2025, 00:00
№37

Газопровод «Сила Сибири — 2» «станет самым крупным проектом в газовой отрасли в мире», — заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер после подписания меморандума с китайской CNPC.

Читайте Monocle.ru в

Новость стала сенсационной, хотя подписан всего лишь «юридически обязывающий меморандум». Даже по «Силе Сибири — 2» это не первый меморандум. В российской правовой среде нет понятия «меморандум», но это что-то типа расширенного протокола прошедшего мероприятия, содержащего информацию о том, куда подписанты движутся и с какой скоростью. «Газпром» регулярно визирует меморандумы (а до начала СВО и вовсе подписывал их пачками), после которых глава компании делает громкие заявления, а потом подписанные соглашения тонут и теряются в бюрократических недрах корпорации. Впрочем, в случае последнего меморандума нужно воспринимать ситуацию так: проект «Сила Сибири — 2» жив, что подтвердил и президент Владимир Путин.

Поэтому «Газпром» волевыми усилиями этот газопровод все же построит. Не так быстро и не на тех условиях, как хотелось бы. Но дамоклов меч исчерпания угля в Китае будет стимулировать китайских энергетиков искать альтернативу местному топливу и идти на уступки. «Потребности в энергоресурсах в мире растут, в том числе в Китае», ― отметил Владимир Путин.

Тормоз для «Силы Сибири — 2» — цена газа, точнее, формула ценообразования в рамках долгосрочного контракта. Подробности неизвестны, но во время заключения соглашения по «Силе Сибири — 1» российская сторона желала привязки цены к стоимости корзины нефтепродуктов, тогда как китайцы настаивали на привязке к углю. Судя по заявлениям Миллера, цена природного газа для КНР, поставляемого по «Силе Сибири — 2», будет ниже, чем для Европы.

Позицию «Газпрома» легко понять. Полвека холдинг реализовывал масштабную стратегию экспансии в Европу. Покупал там компании, строил мегагазопроводы, осваивал гигантские месторождения «у черта на куличках». Все это в долг под будущие обязательства европейских контрагентов оплатить и газ, и проценты, и прибыль компании.

Карета превратилась в тыкву за один день — 22 февраля 2022 года. Потери «Газпрома» в Европе колоссальны. Объемы поставок газа в ЕС упали в шесть раз: примерно с 175 млрд кубометров в год до текущих 30 млрд кубометров. Самое интересное, что общие поставки газа из России в Европу снизились не столь значительно — примерно на 100 млрд кубометров. То есть долю «Газпрома» отъедали не только американские поставщики СПГ, но и наш, «квасной» сжиженный газ с «Ямал-СПГ».

При этом долги «Газпрома» и избыточная инфраструктура добычи и доставки газа остались. Все это необходимо обслуживать, как и кредиты. Выручки газовой монополии не хватает. Такова плата за эффект масштаба: падение продаж вызывает каскадное обрушение финансов и состояния активов. Газовое ядро бизнеса стало убыточным, и в полный рост встал вопрос об индексации внутрироссийских тарифов на газ на десятки процентов. Поэтому в самом скором выздоровлении «Газпрома» заинтересованы мы все, жители России.

Для «Газпрома» «Сила Сибири — 2» — это спасательный круг. Проект в глубокой проработке, способный относительно быстро вывести компанию из острого кризиса. Но в таких переговорах важно помнить опыт Туркменистана, страны — поставщика газа в Китай номер два. Экономический эффект от поставок газа для Туркмении околонулевой, если не отрицательный. Здесь китайцы показали свой неповторимый стиль работы. Это даже не США с военной дубинкой — это ростовщический подход в самой негативной коннотации.

Туркменистан поставляет в Китай около 34 млрд кубометров газа, однако основная часть экспортной выручки идет на обслуживание китайских кредитов, выданных на разработку месторождений и строительство трубопроводов, причем трубопроводы строились китайскими спецами на китайском оборудовании. Долг Туркменистана по газовому проекту оценивается в 12 млрд долларов. В 2019 году проходила информация, что в некоторых районах Туркмении население голодает.

Так что китайские контракты с «Газпромом» могут быть крайне жесткими, даже жестокими. Поэтому торг за «Силу Сибири — 2» шел так долго и может идти еще несколько лет.

Тем не менее «Газпром» привез из Китая и действительно хорошие новости. Подписаны твердые документы на увеличение поставок природного газа по уже построенной «Силе Сибири — 1» — с 38 млрд до 44 млрд кубометров, а по дальневосточному маршруту — с 10 млрд до 12 млрд кубометров. То есть дополнительные 8 млрд кубометров без существенных капитальных вложений. Это бонус в виде около 2 млрд долларов дополнительной выручки. «Газпрому» эти деньги очень нужны.

Международная торговля энергоресурсами всегда была вопросом политики. Международная торговля природным газом — вопрос очень большой политики. Более того, газовые магистрали, связавшие месторождения Западной Сибири с Центральной Европой на короткий по историческим меркам срок, в конечном счете объединили разделенную железным занавесом Европу и породили «Газпром» в том виде, в котором мы его знаем сегодня.

И, пожалуй, это родовая травма компании, которая создана как производная от больших политических вопросов и выступает заложником международных отношений: отношения улучшаются — поставки газа из России растут, отношения ухудшаются — поставки сокращаются. Маркетинг природного газа происходит на самом высоком уровне. В такой модели мироустройства нет места переделам газа, производству продуктов на основе метана: метанола, аммиака, электроэнергии и тем более технологиям типа GTL (Gas to Liquids) — производство жидкого топлива из природного газа. Такова судьба народного достояния — быть витриной России на международной арене.