Новость стала сенсационной, хотя подписан всего лишь «юридически обязывающий меморандум». Даже по «Силе Сибири — 2» это не первый меморандум. В российской правовой среде нет понятия «меморандум», но это что-то типа расширенного протокола прошедшего мероприятия, содержащего информацию о том, куда подписанты движутся и с какой скоростью. «Газпром» регулярно визирует меморандумы (а до начала СВО и вовсе подписывал их пачками), после которых глава компании делает громкие заявления, а потом подписанные соглашения тонут и теряются в бюрократических недрах корпорации. Впрочем, в случае последнего меморандума нужно воспринимать ситуацию так: проект «Сила Сибири — 2» жив, что подтвердил и президент Владимир Путин.
Поэтому «Газпром» волевыми усилиями этот газопровод все же построит. Не так быстро и не на тех условиях, как хотелось бы. Но дамоклов меч исчерпания угля в Китае будет стимулировать китайских энергетиков искать альтернативу местному топливу и идти на уступки. «Потребности в энергоресурсах в мире растут, в том числе в Китае», ― отметил Владимир Путин.
Тормоз для «Силы Сибири — 2» — цена газа, точнее, формула ценообразования в рамках долгосрочного контракта. Подробности неизвестны, но во время заключения соглашения по «Силе Сибири — 1» российская сторона желала привязки цены к стоимости корзины нефтепродуктов, тогда как китайцы настаивали на привязке к углю. Судя по заявлениям Миллера, цена природного газа для КНР, поставляемого по «Силе Сибири — 2», будет ниже, чем для Европы.