Российские строители за последние 15 лет значительно улучшили жилой дом как продукт. Одна из немногих областей, где прогресса почти нет, — звукоизоляция. Большая часть новостроек по параметру шумозащиты не выдерживает никакой критики, и жильцам приходится либо терпеть, либо самостоятельно решать проблему. По данным исследования Rockwool, на акустику жалуются 69% опрошенных, и доля недовольных быстро растет.
Проблема может показаться несерьезной, однако в ВОЗ утверждают, что шум как фактор риска для здоровья занимает второе место, уступая только загрязнению воздуха. Он наносит человечеству больший ущерб, чем преступность или качество питьевой воды и пищи.
Панель лучше монолита
Состояние жилого фонда с этой точки зрения очень неоднородно. «Первый норматив по акустическому комфорту был принят в СССР только в 1977 году. Раньше строили очень по-разному. Например, в кирпичных “сталинках” шумоизоляция хорошая, а в других домах все совсем плохо», — говорит старший научный сотрудник Научно-исследовательского института строительной физики Анна Сидорина. «Сталинки» можно считать почти идеалом. Для них характерны хорошие акустические показатели по горизонтали: соседей по этажу не слышно. Но бывает вертикальная высокая слышимость. А в некоторых зданиях звукоизоляционные свойства могут быть неудовлетворительными: например, в Доме Наркомфина, шедевре архитектуры, часть перегородок сделана из соломита (прессованной соломы и камыша) толщиной 8–10 сантиметров. Понятно, что слышимость там прекрасная.
«В ходе инструментального исследования жилого фонда Москвы, проведенного Центром экспертиз, исследований и испытаний в строительстве, выяснилось, что только 35 процентов монолитных домов соответствуют нормам звукоизоляции межквартирных стен. Для панельного жилья эта цифра намного выше: 90 процентов, — рассказывает директор по исследованиям и развитию направления “Минеральная изоляция” компании “Технониколь” Александр Керник. — Причина в межквартирных стенах. В панельных домах это несущие конструкции из сплошных железобетонных панелей толщиной 140–180 миллиметров. А в “монолите” перегородки выполнены из легкобетонных блоков толщиной 150–200 миллиметров, которые не обеспечивают необходимого уровня шумоизоляции, а только разделяют внутреннее пространство».
Это довольно неожиданный результат: панельные дома принято критиковать, зато более современные монолитные воспринимаются как вершина эволюции домостроения. «При этом важно учитывать вид звуков. Если воздушный и ударный шум поступает из соседних помещений, то защититься от него можно, улучшив изолирующие свойства конкретных перегородок и перекрытий, — продолжает Александр Керник. — Иная ситуация со структурным шумом. Он распространяется по жестким элементам, из которых состоит здание. В этом случае звук слышен по всему дому независимо от местонахождения источника, и избавиться от него практически невозможно. От структурного шума из-за особенностей конструкции страдают только жители панельных и монолитных домов. В кирпичных такой проблемы нет».
Насколько ситуация критична? Прямой опасности жизни звук обычно не несет. Хотя уровень шума выше 130 децибел разрушает органы слуха, а громкость более 200 децибел считается акустическим оружием, убивающим людей. Человеческое ухо воспринимает звуки в диапазоне от 5 до 160 децибел. К примеру, речь мы воспринимаем в диапазоне 35–75 децибел, а комфортный уровень внутри квартиры для нас не превышает 35–40.
Стены, по сути, представляют собой акустическое сопротивление: если в соседней квартире плачет ребенок (75–90 децибел), то межквартирная перегородка с нормативным индексом шумоизоляции 53 децибел должна пропустить не более 22–37. То есть либо плача будет не слышно вообще, либо он будет очень тихим.
А еще шум крайне вреден накопительным эффектом. Многочисленные медицинские эксперименты показывают, что длительное воздействие громких звуков негативно влияет на психику и сердечно-сосудистую систему, снижает работоспособность.
Сто лет назад нобелевский лауреат Роберт Кох писал, что наступит время, когда защита от шума станет не менее актуальной, чем защита от холеры или чумы. Его пророчество сбылось: по данным Европейского регионального бюро ВОЗ, каждый пятый житель ЕС постоянно страдает от громких звуков. «В Европейском регионе чрезмерный шум стал сейчас ведущей экологической проблемой, на которую все чаще указывает население», — говорится в докладе Всемирной организации здравоохранения.
Миллион рублей на одной квартире
Приобретая квартиру, покупатель оценивает десятки факторов, но звукоизоляция не является ключевым, и на этапе стройки ее не проверить. В итоге девелоперы снижают себестоимость работ за счет экономии на акустике.
Например, делают межкомнатные и межквартирные перегородки из пазогребневых, керамических или пеноблоков. Это легкие, удобные в стройке и недорогие материалы. Возводить стены из кирпича или бетона гораздо затратнее. Но без дополнительной звукоизоляции конструкция из пенобетона не может обеспечить тишины.
В последние годы девелоперы не только экономят на материалах, но и рассматривают утончение стены как дополнительную статью дохода. Представим небольшую квартиру площадью 45 квадратных метров. Длина трех стен, граничащих с другими квартирами, — 20 метров. При высоте потолка в три метра площадь этих стен составит 60 «квадратов». Уменьшаем толщину стены всего на 10 сантиметров — и получаем по периметру шесть дополнительных «квадратов», по три в каждой из соседних квартир. По данным агентства недвижимости «Метриум», средняя стоимость метра в новостройках массового сегмента составляет 360 тыс. рублей. То есть шесть сэкономленных и добавленных к квартирам метров принесут застройщику 2,1 млн буквально из воздуха.
Если в доме 1000 квартир, дополнительный доход превысит миллиард — и это в экономсегменте. Если же новостройка относится к бизнес-классу, где средняя цена «квадрата» составляет порядка 500 тыс. рублей, то с каждой квартиры девелопер заработает лишних 1,5 млн. Достаточно большой соблазн, чтобы забыть о звукоизоляции.
Есть и иные способы снизить расходы. Подрядчики порой экономят на строительстве, нарушая технологии, оставляя недоделки или заменяя проектные материалы более дешевыми. Акустические свойства могут ухудшаться по сравнению с расчетными и за счет применения контрафакта: по данным комитета Совета Федерации по регламенту и парламентской деятельности, 15–45% товаров на строительных рынках — контрафакт неясного качества.
В России не проводятся натурные замеры соответствия новостроек нормативам шумоизоляции. Для изменения ситуации нужен перенос акцента жилищной политики на качество жилья
Справедливости ради отметим, что в последнее время все больше застройщиков верхнего сегмента заказывают исследования и делают специальные проекты по акустике конкретных зданий. «Во время строительства комплекса “Булычев” девелопер “Железно” провел испытания 40 вариантов конструкций стен и 15 вариантов перекрытий с использованием различных материалов. По итогам были отобраны наиболее эффективные схемы», — подчеркивает руководитель отдела по работе с архитекторами службы по сбыту компании Knauf Александр Третьяков. «Нормативный показатель для межкомнатных стен — 52 децибела. Для “Булычева” мы остановились на схеме стены, которая дает на треть лучший результат по акустическому комфорту — 69 децибел», — уточняет руководитель управления разработки продукта «Железно» Александр Пегушин. Однако такой подход пока скорее исключение, чем правило.
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих
Ситуация усугубляется тем, что в России значительное число квартир продается без отделки. Например, в Москве новостройки с отделкой — это только 40% рынка. Покупатель получает свои метры в разном состоянии, часто с очень низким уровнем шумозащиты — подразумевается, что он сделает звукоизоляцию сам. Но человек может недооценить необходимость акустического комфорта, особенно если это его первая квартира.
Комплексную звукоизоляцию обычно делают всего 5% жильцов. Причем проект акустики помещения заказывается только в сложных случаях и только для сегмента дорогих квартир; в большинстве случаев владельцы доверяют советам знакомых.
Но даже если шумоизоляция в квартире сделана качественно, она не гарантирует тишины. Квартира не самостоятельная единица, а часть здания. В частности, именно поэтому избавиться от шума, идущего сверху, крайне трудно: эффективнее договориться с соседями сверху и сделать звукоизоляцию там.
«Обеспечение акустического комфорта — задача нетривиальная, в некоторых случаях даже нерешаемая. Пока вы не столкнетесь с шумом, вы не поймете, какую стену в какой комнате необходимо изолировать. И нет гарантии, что проблема будет решена раз и навсегда. Например, если в соседней квартире начнут делать ремонт с помощью перфоратора, грохот будет распространяться на несколько этажей вверх и вниз по зданию, и полностью защититься от него не удастся, — объясняет продукт-менеджер КНАУФ Андрей Удалов. — Чаще всего люди ограничиваются решением локальных задач. Например, соседи громко разговаривают — значит, нужна звукоизоляция конкретной стены».
Существует две системы: бескаркасная и каркасная. В первом случае шумоизоляционные панели крепятся прямо к стене. Такая система улучшает показатели на 15–20%. Более серьезную защиту обеспечивает конструкция из металлических профилей, но она значительно дороже и «съедает» часть пространства.
Борьба с шумом требует серьезных затрат. В компании КНАУФ стоимость работ с материалами по звукоизоляции стены оценивают в 3000–5000 рублей за «квадрат», иногда цена может доходить до 10 тыс. Для 18-метровой комнаты площадь стен за вычетом окна и двери составит порядка 50 квадратных метров. Значит, акустический комфорт обойдется в 150–250 тыс. рублей. И это мы еще не учли шумоизоляцию потолка и пола, а также стоимость отделочных материалов. При таких ценах понятно, почему 85% жильцов, согласно исследованию компании Rockwool, даже не думают о защите от шума, мечтая о собственном доме как единcтвенно возможном варианте жизни в тишине.
Проверки зданий на шумоизоляцию нет
Возникает вопрос, почему в стране, где есть нормативы, в новостройках настолько высокая слышимость? Может быть, российские своды правил недостаточно жесткие? СанПиНы периодически меняются; сравнительно недавно под давлением девелоперов допустимый уровень шума увеличили процентов на десять, но это не так важно. Главное, что существующая система не обеспечивает реальной звукоизоляции.
«На Западе более лояльные нормы по защите от шума, у нас они жестче. Но при этом в Европе они выдерживаются куда более строго, а в случае нарушений штрафы намного выше», — рассказывает партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков. — В России звукоизоляцию проверяют на этапе проектирования, документацию отправляют на экспертизу. Специалисты смотрят толщину конструкций и индексы их шумоизоляции. Все материалы, используемые при строительстве, должны пройти испытания и обладать сертификатами».
Но никто не контролирует, как в итоге построено здание. «У нас не проводятся натурные замеры соответствия новостроек нормативам. И в этом коренное отличие от европейского опыта, где такие испытания обязательны, — говорит Анна Сидорина. — Например, в Финляндии проверяется даже уровень шума в туалете при сливе бачка в квартире сверху. В сантехнических кабинах очень много трубопроводов, их примыкания и проходы через перекрытия — слабое место с точки зрения звукоизоляции».
Еще раз повторим: в России эксперты смотрят только проектную документацию, а как девелопер построил здание и какие по факту использовал материалы, не контролируется вообще, даже выборочно.
Только от утоньшения межквартирных стен на 10 см квартира площа дью 45 кв. м увеличивается на три «квадрата». И московский застройщик может дополнительно заработать более миллиона рублей с квартиры
Зато, например, в той же Скандинавии акустика — важный элемент постепенного совершенствования здания. В национальных стандартах стран Северной Европы давно закреплены специальные акустические требования для школ. И там речь идет даже не об уровне шума, а о более тонких вещах: реверберации, показателях чистоты и разборчивости речи в классах. «Эксперименты показали прямую связь между успеваемостью детей и акустическими свойствами учебных пространств. Плохая акустика делает речь учителя менее понятной, школьники быстро устают и перестают следить за ходом его мысли. Особенно от этого страдают ученики, сидящие на последних партах. У преподавателей высокий уровень шума, связанный с плохой акустикой, вызывает повышенный стресс», — говорит директор бизнес-подразделения «Экофон» компании «Сен-Гобен» в России Константин Старобинский.
Итак, ситуация с новостройками в нашей стране выглядит так. Акустические свойства зданий слабые, следование нормативам не контролируется государством. Жильцы не могут защититься от шума, даже неся дополнительные затраты. Решение очевидно: необходимы обязательные натурные испытания всех домов с точки зрения звукоизоляции.
Однако оно вряд ли будет принято. Девелоперы и производители большинства материалов не заинтересованы в ужесточении требований к новостройкам. Нет и силы, способной объединить всех владельцев и покупателей квартир. Чиновники также не выглядят заинтересованной стороной: перед ними ставятся только количественные цели — ввести в эксплуатацию как можно больше квадратных метров. Скорее всего, вопрос со звукоизоляцией зданий начнет решаться только после изменения государственной жилищной политики, когда акцент будет перенесен на качество домов и жизни в них.