Российская блогосфера переживает период кардинальных изменений. Не секрет, что за последние 15 лет блогерство стало полноценной отраслью и начало приносить серьезную прибыль. Как следствие, то, что еще недавно было зоной относительной свободы и творческого самовыражения, сегодня превращается в жестко регулируемую индустрию с четкими рамками, в том числе фискальными.
Если «Инстаграм» (принадлежит запрещенной в России Meta) стал фактически теневой зоной, то «Телеграм», наоборот, превратился в образец формализации рекламного рынка, считают специалисты. С 2025 года заработал механизм, который напрямую связывает доходы блогеров и контроль со стороны государства. Любая реклама, размещенная в канале, должна фиксироваться в Едином реестре интернет‑рекламы (ЕРИР). Это обязательное требование закона «О рекламе», и его невыполнение влечет административную ответственность по ст. 14.3 КоАП РФ.
По словам учредителя коллегии адвокатов Московской области «Цуканов, Пономарева и партнеры» Елены Пономаревой, доходы от рекламы самых популярных блогеров сегодня достигают сотен миллионов рублей в год. Параллельно заработкам инфлюенсеров, растет и количество судебных дел о неуплате налогов — за 2024 год оно увеличилось на 70–80% (данных по 2025 году еще нет). ФНС стала активно проверять бизнес-процессы блогеров, а остальные силовые структуры активно подключились к обелению этого рынка. Самый известный пример — дело автора «Марафона желаний» Елены Блиновской, которая стала первым блогером, оказавшимся в СИЗО за неуплату налогов. В итоге бизнес-леди заплатила в 2024 году более 140 млн рублей налоговых задолженностей и, кроме того, погасила долг по НДФЛ на сумму более 320 млн рублей. Тем не менее суд признал ее виновной в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере, отмывании денежных средств, неправомерном обороте средств платежей и приговорил к пяти годам колонии общего режима.