Заработать в падении

Константин Пахунов
корреспондент издания «Монокль»
6 октября 2025, 06:00
№41

«Аттракцион невиданной щедрости» с близкими к 20% ставками по депозитам закрывается. Но что позволит максимизировать доходность — длинный депозит или короткий, неизвестно: конечный результат зависит от темпа снижения ставки, который и остается главной загадкой

ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ
Читайте Monocle.ru в

Ставка Банка России в сентябре снизилась до 17%. Эксперты и участники денежного рынка считают, что мы уверенно вошли в цикл смягчения, а значит, нисходящая динамика рано или поздно продолжится. В чем единства нет, так это в прогнозах. Наиболее консервативная часть экспертов ожидает, что до конца года ставка больше не изменится либо снижение составит еще не более 50 базовых пунктов, до 16,5%. Среди причин — повышение НДС и сигналы регулятора. В частности, ЦБ на минувшем заседании указал на активизацию кредитования и рост потребительской активности вкупе с остающимися высокими инфляционными ожиданиями и высокими темпами роста зарплат. Дополнительным фактором выступают бюджетные расходы: как сказала глава Банка России Эльвира Набиуллина, «на заседании в октябре многое будет зависеть от того, какие параметры бюджета будут в итоге предложены».

Более оптимистично настроенная часть рынка ссылается на министра финансов РФ Антона Силуанова, который заявил, что правительство намерено сбалансировать бюджет на предстоящие три года таким образом, чтобы дать ЦБ больше пространства для снижения ключевой ставки. Сохраняется также риск, что банковской системе станет заметно хуже из-за проблем с обслуживанием кредитов, а значит, мы можем увидеть и 15%, а по ряду оценок, и 14% уже в конце этого года.

При этом банки в погоне за уменьшением стоимости своих пассивов активно тащат ставки по депозитам вниз. Происходит это, естественно, с разбросом в зависимости от длительности вклада. По данным агрегатора «Финуслуги», если в августе средние ставки в топ-20 банков на 3, 6 месяцев и на год составляли 16,21, 15,34 и 14,4% соответственно, то уже в середине сентября ставка трехмесячного депозита составляла 15,25%, полугодового — 14,33%, годового — 13,06%. Причем в сентябре падение ускорилось (см. график).

Положить деньги под 17% сейчас еще можно, это, например, позволяет МТС-банк. Но такая ставка действует один-два месяца, а уже с третьего ставка падает до 12,5%. Еще «16 + 1,5%» можно получить у МКБ, но 1,5 п. п — это акционный бонус, и сам вклад имеет срок 95 дней. Но таких предложений все меньше.

Тем, кто не готов мириться с возможными убытками, стоит остаться в депозитах и действовать исходя из собственных представлений о настроениях ЦБ

Для тех, кто привык фиксировать сбережения под двузначные проценты, «аттракцион невиданной щедрости» закрывается. И это порождает закономерный вопрос, как получить максимальную доходность на нисходящем тренде?

«Чем дальше регулятор движется по пути снижения ключевой ставки, тем быстрее и сильнее сокращается доходность по депозитам», — говорит аналитик финансового маркетплейса «Сравни» Алексей Лоссан. Он прогнозирует, что коррекция ставок в первую очередь затронет краткосрочные вклады. «В текущих условиях наиболее выгодными выглядят краткосрочные вложения (3–6 месяцев), поскольку они обеспечивают гибкость в управлении ликвидностью», — уверен эксперт.

Депозитный слалом

Мнения аналитиков о том, как оптимизировать ситуацию, как и в случае с движением ставки, расходятся.

В частности, Алексей Лоссан полагает, что сейчас разумно зафиксировать доходность заранее — иначе в ближайшие месяцы она может оказаться заметно ниже. Звучит логично, особенно если правы оптимисты и ставка пойдет вниз быстрее.

Но у сторонников коротких депозитов тоже есть аргументы. «Да, ставка была снижена на заседании 12 сентября. Но на рынках капитала важно не только само событие, но и будущий тренд, — оценивает перспективы финансовый консультант ООО “Личный капитал” Борис Кожуховский. — Вышедший на днях проект бюджета на 2026 год, в котором, в частности, заложен рост НДС с 20 до 22 процентов, может вызвать скачок инфляции и замедлить снижение ставки». Поэтому, уверен Кожуховский, можно по-прежнему ориентироваться на короткие депозиты с доходностью, близкой к ключевой ставке. Кроме того, по его словам, по-прежнему интересны валютные и квазивалютные инструменты как защита капитала от возможной девальвации рубля.

Еще один способ ответить на неопределенность с дальнейшей политикой ЦБ — диверсифицироваться.

«Для вкладчика, ориентированного на максимизацию доходности, сейчас логично рассматривать несколько тактик, — полагает аналитик финансового маркетплейса “Банки.ру” Гаянэ Замалеева. — Короткие депозиты с последующим перекладыванием позволяют оставаться в рынке и пользоваться акционными предложениями, но несут риск пропустить лучшие ставки, которые действуют ограниченное время. Длинные вклады фиксируют доходность на срок, но уже сегодня она постепенно уходит из двузначного диапазона. Наиболее рациональной, на наш взгляд, выглядит смешанная стратегия: часть средств фиксировать на длинных сроках в надежных банках, а часть держать в коротких продуктах для гибкости и поиска акционных ставок».

Ко всем этим стратегиям стоит добавить одну особенность. Банки могут заметно менять условия по своим вкладам с различной длительностью — причем менять в разные стороны. Например, Т-банк в сентябре поднял ставку до 17% на вклады без пополнения длительностью один месяц, а ВТБ повысил ставки по «ВТБ-вкладу» на три и четыре месяца, но значительно снизил их на других сроках. Кроме того, в ряде случаев автопролонгация вклада предусматривает меньшую ставку, чем если клиент «переложится» сам, закрыв старый депозит и открыв новый.

Гипотетический пример: положив сейчас 100 тыс. рублей на год под 14% (и, соответственно, получив свои 14 тыс. рублей процентов по итогу), можно получить меньше, чем если перекладывать  трехмесячные депозиты (например, под 16%, как предлагает ВТБ), даже если каждый раз ставка будет ниже на 1 п. п. Во втором случае вкладчик выиграет за счет капитализации и получит по итогам 12 месяцев 15,3 тыс. рублей процентов.

Гипотетически, положив сейчас 100 тыс. рублей на год под 14%, можно получить меньше, чем если перекладывать трехмесячные депозиты. Но реальная картина может очень сильно отличаться как в одну, так и в другую сторону

Реальная же картина может очень сильно отличаться как в одну, так и в другую сторону. На это накладываются вышеописанные «разовые акции», «особые условия» и прочие способы привлечь клиента, что делает ситуацию еще более запутанной. Те же, кому ловить акционные условия, бегать по банкам и играть в рулетку с ЦБ не хочется, могут обратиться в ПИФы или в фонды денежного рынка (ФДР).

Фонды денежного рынка: все еще в строю

Напомним, что паевой фонд денежного рынка размещает средства на межбанковском рынке — фактически краткосрочно дает в долг банкам и подобным юрлицам. Чаще всего речь идет об операциях репо и репо с центральным контрагентом Мосбиржи. Доходность подобных операций привязана к ставке RUSFAR, которая, в свою очередь, тесно связана с ключевой. Вот и получается, что ФДР все время дают доходность, близкую к «ключу». В отличие от депозитов ФДР гораздо гибче и паи можно купить или продать в любой момент. Но, конечно, кроме плюсов это может нести и риски. Например, внезапно снизятся котировки в случае массового оттока из ПИФа. Такие фонды наиболее интересны, когда ставки откровенно запретительные (как уже было, когда ставка составляла 21%), а идей со схожей доходностью на фондовом рынке нет. Теперь же ставка снижается, а значит, доходность ФДР тоже падает.

Но поводов сбрасывать этот инструмент со счетов эксперты пока не видят. «Фонды денежного рынка сохраняют привлекательность, так как дают доходность, близкую к ключевой ставке, и отличаются высокой ликвидностью. Они могут использоваться как альтернатива депозитам и накопительным счетам для тех, кто готов принимать рыночный риск», — говорит Гаянэ Замалеева. По ее словам, массовый выход из ФДР возможен при дальнейшем снижении доходности, если их отрыв от вкладов и облигаций станет слишком очевидным, однако такие процессы, как правило, происходят постепенно. «Вероятность резкого оттока, по нашим оценкам, низкая, скорее будет плавное перераспределение в пользу инструментов фондового рынка», — резюмирует эксперт.

Можно рассмотреть и такую альтернативу депозиту, как облигации. Как объясняют в ВШЭ, на рынке облигаций, в том числе государственных бумаг, недавно прошла коррекция — в связи с тем, что рынок переоценил темпы снижения ставки ЦБ. Это, в свою очередь, привело к резкому росту доходностей по всем сегментам и срокам. И если не будет серьезных проблем с ростом дефицита бюджета, то нынешние уровни доходности по облигациям уже представляют интерес. «Еще более высокие уровни на рынке корпоративных облигаций и ВДО, но на этом сегменте периодически проходят панические распродажи на фоне реальных событий или слухов. Кроме того, надо реально учитывать выросшие кредитные риски, особенно в сегменте высокорисковых бумаг», — подчеркивает доцент, заместитель заведующего базовой кафедрой инфраструктуры финансовых рынков факультета экономических наук НИУ ВШЭ Андрей Столяров.

Так что тем, кто не готов мириться с возможными убытками, стоит остаться в депозитах и действовать исходя из собственных представлений о настроениях ЦБ.