У всех конфликтов, которые в этом году «завершил» Дональд Трамп, есть общая черта: каждый из них оказался бы в актуальной замороженной точке и без Соединенных Штатов, а некоторые из них и быстрее, если бы Вашингтон прекратил военные поставки одной из сторон.
Фундаментальные противоречия тайцев и камбоджийцев, китайцев и индийцев, армян и азербайджанцев никуда не исчезли, евреи и арабы продолжат убивать друг друга в Палестине. Террористы и боевики остались при своих, а мировые политические элиты строят карьеры на стремительной милитаризации — мировой рынок вооружений растет невиданными темпами с окончания холодной войны.
Глобальную миротворческую импотенцию лучше всего характеризует Нобелевская премия мира, последним «достойным» лауреатом которой был, пожалуй, Барак Обама в 2009-м, человек, решивший масштабным насилием остановить расползание экстремизма на Ближнем Востоке и породивший смертоносный ИГИЛ*. Его последователи, мало известные миру, в основном лишь расшатывали режимы своих стран в духе американской демократизации, отрабатывая задачу хаотизации мировой системы безопасности. Трамп был бы идеальным лауреатом 2025 года, он, по сути, преследует ту же цель, но уж слишком агрессивен и чужд либеральному интернационализму.