Прошло чуть меньше года после того, как поддерживаемые Турцией боевики смогли в считаные дни разгромить регулярную армию президента Сирии Башара Асада и установить свою власть над восточной частью страны, включая столицу Дамаск.
Руководитель крупнейшей из победивших группировок «Хайят Тахрир аш-Шам» (признана террористической в России и США) Ахмед аш-Шараа был провозглашен президентом Сирии на переходный период. Несмотря на то что ранее российские войска принимали участие в боях с «Хайят Тахрир аш-Шам» на стороне правительственных сил, после прихода к власти Ахмеда аш-Шараа не было предпринято попыток атаковать российские военные базы в этой стране. Более того, Москва и новые сирийские власти начали переговоры о сохранении в Сирии наших военных баз, среди которых единственная база ВМФ России на Средиземном море — пункт материально-технического обеспечения в сирийском городе Тартусе.
И 15 октября президент Сирии Ахмед аш-Шараа приехал в Москву на переговоры с президентом России Владимиром Путиным. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, одной из тем прошедших переговоров стала судьба российских военных баз в Сирии. Перед визитом в Россию Ахмед аш-Шараа заявил: «Россия — важная страна в мире и член Совета Безопасности. Между Сирией и Россией существуют тесные связи, доставшиеся нам по наследству. Их необходимо сохранять и развивать спокойно и осмотрительно».
После прихода к власти в Сирии группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» Израиль явно обеспокоился вопросом собственной безопасности, поскольку название группировки переводится с арабского языка как «Организация освобождения Леванта», а территория Леванта включает в себя современную Сирию, Иорданию, Ливан и Израиль. В итоге ЦАХАЛ осенью прошлого года оккупировал юг Сирии, создав там буферную зону безопасности, а ВВС Израиля планомерными ударами уничтожили практически всю сирийскую военную технику. В сложившейся ситуации Ахмед аш-Шараа оказался заинтересован в сохранении российской военной группировки в Сирии и даже в размещении российских военных на юге, что может снизить напряженность в отношениях с Израилем, поскольку Москве доверяют и Израиль, и Дамаск.
Кроме того, новые сирийские власти быстро поняли, что им невыгодно ориентироваться исключительно на Турцию, и начали активно искать дипломатическую и экономическую поддержку у арабских стран, ЕС и даже у США. И Россия в этом ряду занимает очень важное место.