В продуктах все еще продолжается сезонная дефляция: в нашей корзине сейчас дешевле, чем в начале наблюдений, морковь, шпинат, кое-какая молочка, белое вино и яйца, но цены на последние после серьезного снижения летом довольно быстро растут. Самое серьезное подорожание тут говяжья лопатка, которая с февраля прибавила в цене 15%. В целом индекс «Монокль продуктовый» все еще на три пункта ниже, чем в конце февраля.
Умеренными темпами дорожают услуги: соответствующий индекс прибавил восемь пунктов с момента начала расчетов, что соответствует годовому приросту на 13,3%. Медицинские услуги, телекомы и культура пока держатся неизменными, дорожают общепит и такси.
А вот разгон в непродовольственных товарах все заметнее: соответствующий индекс вырос с начала расчетов на 19,7 пункта, что означает очень серьезный темп — 34% годовых. И дело не только в бензине АИ-95 (+13,44% с февраля) и присоединившемся в последнее время к нему дизтопливе. Очень быстро дорожают корм для собак, декоративная косметика, уходовые средства, некоторые лекарства. Бóльшую часть нашей корзины непродовольственных товаров мы отслеживаем по маркетплейсам, поэтому быстрый рост цен тут может быть связан с несколькими факторами: у производителей растут издержки, у импортеров растут издержки, у селлеров растут издержки из-за комиссий маркетплейсов — и все перекладывают это в цены. Возможно, причина во всем сразу.
Официальная инфляция, рассчитываемая по несопоставимо более широкой, чем у нас, корзине, все еще находится в рамках 8,2% годовых. При этом домохозяйства фиксируют примерно те же цифры, что и наш эксперимент: в начале октября наблюдаемая населением годовая инфляция составляла 14,1%, но семьи со сбережениями оценивали ее в 12,9%, а семьи без сбережений — в 15,1%. И согласно опросам ООО «ИнФОМ», на которые опирается Банк России, это самые низкие за последние 12 месяцев значения.