Программы субсидированной ипотеки 2020‒2024 годов не только взвинтили цены на жилье, но и создали большие дисбалансы на рынке. Почему программа льготной ипотеки была ошибкой? Можно ли считать современное российское жилье семейным? И что будет с пузырем столичной недвижимости? Об этом и о многом другом мы поговорили с руководителем аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олегом Репченко.
— Цены на жилье стали разгоняться в 2020 году, после того как появилась массовая льготная ипотека на новостройки. Насколько оправданным было ее введение?
— Некоторый рост цен начался еще в 2018 году, с введением семейной ипотеки. Но скачок цен действительно произошел в 2020-м. Я считаю, что массовая льготная ипотека была огромной ошибкой.
Ковидный карантин был очень опасен для общепита и сферы услуг. Если ресторан закрыт на месяц, это практически катастрофа. А для девелоперских проектов со строительным циклом в два-три года простой в два-три месяца несущественен. Новостройки часто сдаются на полгода позже графика, и в этом нет ничего страшного. То есть механизм льготной ипотеки можно было не включать. Но его пролоббировали.
А ведь в 2020‒2021 годах рыночная ипотека и без государственного субсидирования была дешевой. Мы вошли в ковид с ключевой ставкой ЦБ в 6 процентов годовых, потом ее опустили до 4,25 процента годовых, то есть ставка рыночной ипотеки была всего 7‒8 процентов годовых. В чем был вред массовой льготной ипотеки? Государство само создало ажиотаж вокруг жилья. Когда государство ввело льготную ипотеку, множество людей поспешили воспользоваться дешевыми кредитами — только для того, чтобы просто монетизировать льготу и заработать на квартирах.