В прошлый понедельник в Москве был подписан меморандум о взаимопонимании между ОАК и Hindustan Aeronautics Limited (HAL), российской и индийской национальными авиастроительными корпорациями, о производстве в Индии российского регионального пассажирского авиалайнера SJ-100.
Как сообщают индийские СМИ, если проект реализуют, SJ-100 станет первым пассажирским самолетом, который будет полностью произведен в Индии, после лицензионного выпуска английского ближнемагистрального турбовинтового самолета AVRO HS-748, продолжавшегося с 1961 по 1988 год. Для нашего южного партнера это, безусловно, будет этапным достижением: страна обладает третьим по величине в мире после США и Китая рынком внутренних авиаперевозок, но до сих пор не имеет оригинальных разработок пассажирских самолетов.
HAL сообщила, что Индии потребуется около 200 «Суперджетов» для внутреннего регионального сообщения в течение следующих десяти лет и еще 350 самолетов для полетов по международным направлениям в регионе Индийского океана. Компания заявила, что «SJ-100 изменит правила игры в области ближнемагистральных перевозок в рамках схемы UDAN (программа развития региональных аэропортов в Индии, призванная сделать перелеты более доступными для граждан. — “Монокль”), а производство SJ-100 станет важным шагом на пути к достижению самодостаточности Индии в гражданской авиации, укрепит частный сектор и создаст прямые и косвенные рабочие места в авиационной отрасли».
Развернутой информации о переговорах между российскими и индийскими авиастроителями пока нет. Что порождает массу вопросов. Прежде всего, непонятно, о каком именно «Суперджете» идет речь: о первоначальной версии лайнера с 70%, по оценкам, нероссийских комплектующих и франко-российским двигателем SaM-146 или об импортозамещенном Superjet 100 c российским оригинальным двигателем ПД-8, который только проходит испытания и еще не сертифицирован даже в России?
Нет ясности и относительно того, как будет обеспечен баланс интересов сторон в сделке. Индийский интерес понятен: востребованный на внутреннем рынке продукт, новые компетенции и рабочие места в национальном авиапроме. В чем интерес России, кроме крупной, но разовой выручки от продажи лицензии? Очевидно, имело бы смысл предусмотреть в финальном соглашении участие России в доходах от эксплуатации лайнера на внутреннем индийском рынке. Напомним, что именно участие в доходах от эксплуатации будущего лайнера стало одним из ключевых разногласий России с китайскими партнерами, из-за которых «не взлетел» совместный проект широкофюзеляжного CR929.

