Инвесторы не верят и боятся

Евгения Обухова
редактор отдела экономика и финансы «Монокль»
3 ноября 2025, 06:00
№45

Конференция трейдеров Smart-Lab показала, что российский рынок полностью разочаровал публику: от облигаций не ждут быстрого роста, от акций — никакого роста вообще

Читайте Monocle.ru в

У трейдеров выдался выходной между «обвальными» торговыми сессиями. 37-я конференция Smart-Lab Conf, кажется, никогда не была такой оживленной и многолюдной — и тем сильнее был контраст между настроениями, которые транслировали спикеры. Отдельные оптимисты осторожно напоминали, что в случае окончания СВО и снятия санкций наш рынок не только может, но и должен резко «выстрелить» — но, похоже, даже они сами особо не верят в такой сценарий в обозримой перспективе.

На момент подготовки этого материала индекс Мосбиржи находился ниже 2500 пунктов — как и весной 2023 года, как и весной 2022-го, весной 2020-го и в конце 2018 года (см. график). Инвесторы, которые семь лет назад купили широкий рынок, не заработали за это время ничего, а с учетом инфляции серьезно потеряли. И сейчас их нечем обнадежить: геополитика несет только боль, ключевая ставка продолжает давить, и даже валюта, обычное прибежище, отказывается расти. Как поэтично выразился портфельный управляющий УК «Первая» Денис Обухов, факторов, способных обеспечить нам попутный ветер в спину, мы не видим.

Руководитель дирекции по работе с акциями УК «Альфа-Капитал» Эдуард Харин объясняет: на российском рынке полностью отсутствует премия за потенциальный рост ― та самая, которая заставляет инвесторов на американском рынке скупать акции компаний по высоким мультипликаторам в расчете на рост их бизнеса. Это накладывается на тот факт, что наш рынок дешев далеко не везде. И хотя в результате снижения ставки мы можем получить ситуацию 2023 года, когда индекс Мосбиржи за год сделал +54%, поставить все на такой сценарий мало кто готов.

Где идеи

Управляющие, инвесткомпании и сами трейдеры продолжают искать идеи для роста, пытаясь анализировать не столько отдельные классы активов, сколько отдельные бумаги.

Островок стабильности: enfant terrible нашего рынка остается ВТБ. Одни (по большей части профессиональные управляющие и представители инвесткомпаний) держат его структурные облигации и обходят стороной акции, другие поступают строго наоборот, третья когорта на всякий случай держится подальше от «синего» банка в целом.

Мнения об акциях у спикеров конференции Smart-Lab разошлись кардинально. Одни, как основатель УК «Герои» Сергей Пирогов, считают, что сейчас самое время быть в «голубых фишках», другие, как частный трейдер и основатель Alёnka Capital Элвис Марламов, стараются избегать популярных историй вроде Сбера, «Яндекса», Х5 и Ozon и искать компании второго эшелона, которые не нравятся никому, но могут показать хорошую динамику, так как обладают драйверами для переоценки.

Насчет облигаций единства тоже нет: одни предлагают брать длинные ОФЗ, другие ― только флоатеры. И все по-своему трактуют намерения Банка России относительно ДКП. Участники обогатились выражением «ястребиное снижение ставки»: ЦБ будет продолжать ее снижать, но по ходу будет делать «ястребиные» комментарии.

Ну и, конечно, логичным ответом на затяжную стагнацию и неопределенность в акциях и облигациях стал взрывной рост срочного рынка: 17 октября дневной оборот на этом рынке Мосбиржи установил рекорд в 1,2 трлн рублей, а среднедневной оборот вдвое превысил показатели 2024 года. Трейдеры активно торгуют фьючерсами на доллар, юань и биткоин, на драгметаллы, оборот по которым с января вырос в четыре раза, и только что Мосбиржа запустила еще пять фьючерсов на рынки Бразилии, Аргентины, Китая, Африки и Саудовской Аравии. Как сказала управляющий директор по рынку деривативов Московской биржи Мария Патрикеева, рынок открыт к экспериментам, а трейдеры ищут новые возможности.

Как вытащить эмитента из раковины

Поскольку фондовый рынок и так истощен, а нервы инвесторов на пределе, в штыки сейчас воспринимаются все попытки эмитентов отгородиться от инвесторов, не раскрывать информацию, игнорировать или, того хуже, выживать миноритариев. Более того: проблему наконец заметили крупные управляющие ― еще год или два назад эту тему они вообще не поднимали.

По словам Эдуарда Харина, довольно много стало компаний, где менеджмент буквально работает над девальвацией их стоимости. Поэтому управляющие помимо финансовых показателей теперь пытаются анализировать риски негативных корпоративных событий. Подача нормальной отчетности, участие в звонках для инвесторов стали для эмитентов актом альтруизма. Очень много случаев делистинга ― и если так будет продолжаться, рынку не поможет даже ключевая ставка в 10%, заключает Харин.

Системная слабость корпоративного управления на российском рынке приводит к тому, что даже прибыльные компании не вызывают доверия, соглашается автор стратегии автоследования Russian Magellan и руководитель направления долевых ценных бумаг Ассоциации владельцев облигаций Мурад Агаев. Рынок закладывает премию за риск недобросовестного поведения ― и лишнее подтверждение этого в том, что и до СВО многие эмитенты стоили дешево: инвесторы просто боятся, что прибыль до них не дойдет.