В ноябре российским предприятиям не удалось сохранить положительную динамику настроений, ярко проявившуюся в октябре: индекс промышленного оптимизма вновь снизился, вернувшись к минимумам после апреля 2020 года, когда был введен ковидный локдаун.
Ноябрьское падение индекса стало результатом ухудшения трех исходных параметров из четырех, используемых для его построения, сообщил ведущий мониторинга Сергей Цухло из ИНП РАН.
Прекращение восстановления баланса продаж вызвало резкий рост неудовлетворенности объемами спроса. В ноябре доля оценок «ниже нормы» поднялась до 66%; более высокие значения — на уровне 80% — фиксировались только в кризисном 2009 году.
Планы выпуска российских предприятий стали единственным показателем, продемонстрировавшим в ноябре положительную динамику. Но крайне скромную: баланс добавил всего два пункта.
Средняя максимальная ставка по депозитам ведущих банков во второй декаде ноября повысилась впервые за 11 месяцев и достигла 15,5% годовых. Подъем оказался незначительным — менее 0,2 п. п., тогда как общее снижение этого индекса с начала года составило почти 7 п. п. Эксперты и участники рынка связывают такую коррекцию с замедлением снижения ключевой ставки ЦБ, а также с активной борьбой банков за удержание вкладчиков.
Индекс промышленного производства в октябре 2025 года увеличился на 3,1% по сравнению с октябрем прошлого года, сообщил Росстат. По итогам 10 месяцев рост промышленности в целом составил 1%, хотя девятимесячный результат был существенно скромнее: +0,7% к январю‒сентябрю 2024 года. По мнению ЦМАКП, основной вклад в промышленное развитие традиционно внесли сектора с доминирующим присутствием ОПК, немного добавили добыча и переработка нефти.
Владимир Бессонов из института «Центр развития» НИУ ВШЭ скептичен: «В промышленности никаких серьезных улучшений нет. Единственный позитив в том, что, по моей косвенной оценке (официальные данные закрыты), в нефтедобыче длительная медленная стагнация примерно с марта сменилась оживлением. В обрабатывающих производствах некоторый рост обусловлен исключительно производством в интересах СВО (так, в сегменте полупроводниковых приборов наблюдается резкий скачок), тогда как в гражданских видах деятельности продолжается падение».
В октябре кредитный рынок продемонстрировал взлет активности. Требования к компаниям увеличились на заметные 2,4 трлн рублей, или 2,5% (против +0,7% в сентябре), в основном за счет рублевых корпоративных кредитов. Сказался и сезонный фактор. В октябре компании обычно активно привлекают кредиты: в ожидании получения оплаты по госконтрактам в конце года им требуются оборотные средства; кроме того, увеличиваются запасы перед новогодними праздниками из-за роста потребительского спроса и необходимости завершить проекты до конца года.
По предварительным данным ЦБ, задолженность населения по ипотеке в октябре увеличилась на 1,2% после 0,8% в сентябре. Новые выдачи на треть превысили уровень октября прошлого года, хотя в первом полугодии число новых кредитов существенно недотягивало до показателей 2024 года. Ускорение может быть связано в том числе с новостями об ужесточении условий программы «Семейная ипотека» в 2026 году. Доля займов с господдержкой постепенно снижается: сейчас она составляет порядка 75% от всех ипотечных кредитов, а в начале года превышала 85%.
В октябре 2025 года рост реальной денежной массы после сентябрьской заминки ускорился до 4,9% в годовом выражении (+4,3% к сентябрю 2024 года). В целом определенной тенденции в динамике широкого денежного агрегата М2 в последние месяцы не прослеживается. Увеличение реальной денежной массы достигло локального минимума в апреле 2025-го (+3,4% год к году), после этого произошел небольшой отскок, но о формировании ярко выраженного тренда пока говорить не приходится.