В последние годы российский машиностроительный комплекс рос значительно быстрее, чем промышленное производство в целом. После провала в 2022 году относительно 2021-го на 8,6% в 2023 году отрасль прибавила к предыдущему периоду 25%, в 2024-м — 22,3%. Однако, по данным Минэкономразвития, за девять месяцев текущего года прирост составил только 9,2%.
Резкое снижение темпов роста свидетельствует об исчерпании эффекта 2022 года, когда сокращение поставок комплектующих из-за санкционных ограничений вынудило промышленность активно заняться импортозамещением, что и позволило нарастить производство. Вопреки ожиданиям тех, кто эти санкции вводил, ничего в стране не остановилось, промышленность рванула, что называется, с низкого старта. Но, как представляется, этот буст уже слабеет и необходимо найти новый источник для продолжения роста. Им может и должно стать производство высокотехнологичной, инновационной продукции, способной и удовлетворить потребности внутреннего рынка, и успешно конкурировать на внешних. Собственно говоря, это укладывается в стратегию власти, которая нацелена на достижение не только технологического суверенитета, то есть независимости от импортных технологий, но и технологического лидерства, предполагающего их экспорт.
Летят самолеты, идут поезда
Выступая в конце октября на международном форуме «Сделано в России», глава Минпромторга Антон Алиханов рассказал, что, несмотря на введенные внешние ограничения, объем промышленного экспорта за семь месяцев вырос на 20%. При этом поставки продукции машиностроения выросли еще больше: «Здесь рост почти 35 процентов», — отметил министр.

