В Госдуму внесен законопроект, который должен защитить покупателей жилья от мошеннических схем. Авторы законопроекта — председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов, депутат от фракции Михаил Делягин и ряд других депутатов.
В СМИ этот законопроект часто называют законопроектом по борьбе с «бабушкиной схемой». Наиболее громким делом такого рода является случай Ларисы Долиной. Подробнее о нем и о «бабушкиной схеме» можно прочитать в материале «Похитители новоселья» («Монокль» № 48 за 2025 год). По данным замначальника следственного департамента МВД России Данила Филиппова, в 41% случаев по такого рода делам суд признает сделку недействительной, покупатель остается и без квартиры, и без денег, в 39% сделка также признается недействительной, но на условии «вернуть все как было»: покупатель должен вернуть квартиру, а продавец — уплаченные за нее деньги, в 20% — «жертве мошенников» в ее требованиях отказывают, квартира остается за покупателем. В качестве примера, когда суд, в том числе уже второй кассационный, принял сторону покупателя, можно привести недавнее решение по делу Цитлидзе. Суд отметил, что, если покупатель не знал об обмане продавца мошенниками, этот обман не может быть поводом для признания сделки недействительной. Более того, не является поводом и то, что продавец не до конца понимал, зачем заключает сделку, так же как и приговор по делу о мошенничестве сам по себе. Суд обратил внимание на то, что, по мнению экспертов, продавец в целом понимал значение своих действий, а также подчеркнул: продавец совершил целый ряд целенаправленных действий для продажи — представил справку от психиатра, подписал договор купли-продажи, подал заявление в Росреестр, снялся с регистрационного учета, так что воля продавца была выражена формально безупречно.
Число случаев использования мошенниками «бабушкиной схемы» хотя и растет, но в прессе часто преувеличивается. Как рассказал Данил Филиппов, в 2024–2025 годах в Санкт-Петербурге под влиянием мошенников продано 70 квартир, в Московской области — 38, в Новосибирской — 34, в Челябинской — 22. В Москве только в 2025 году — 75. По данным Росреестра, в московском управлении за последние три года есть сведения о 13 случаях, когда после суда право собственности вернули продавцу на основании того, что сделка была совершена под влиянием мошенников.

