Школы инженерного спецназа

Николай Ульянов
заместитель главного редактора, редактор отдела промышленности «Монокль»
1 декабря 2025, 06:00
№49

Российские университеты готовят для промышленности страны элитные инженерные кадры. Спрос со стороны индустрии подтверждается ростом финансирования и активным вовлечением в процесс обучения

ПРЕСС-СЛУЖБА СТАНКИ
Марианна Чаруйская: студенты ПИШ начинают работать по специальности задолго до окончания вуза
Читайте Monocle.ru в

Непреложное условие существования в стране развитого машиностроения — наличие квалифицированных инженеров. Практически все российские предприятия отмечают острый дефицит инженерных кадров.

Для решения этой проблемы в 2021 году Минобрнауки разработало федеральный проект «Передовые инженерные школы» (ПИШ), который стартовал в 2022-м. К этому времени по конкурсу были отобраны первые 30 университетов, на базе которых и появились первые 30 передовых инженерных школ. Во вторую волну, в 2023 году их число увеличилось: в проект вошли еще 20 ПИШ. Всего же к 2030 году в России должно быть 100 передовых инженерных школ. Отбираться в проект они будут по конкурсу, одно из главных условий которого — наличие у вуза индустриальных партнеров, которые готовы инвестировать в ПИШ.

За развитие проекта ПИШ предприятия реального сектора проголосовали и ногами, и деньгами. В проект в качестве индустриальных партнеров пришли более 350 компаний, которые вместе с университетами разработали порядка 450 программ подготовки инженерных кадров. А по данным Минобрнауки, в 2022–2024 годах из федерального бюджета на финансирование передовых инженерных школ было направлено 29,7 млрд рублей, со стороны бизнеса — 42,2 млрд. Эти деньги школы сумели привлечь в том числе по контрактам на выполнение работ для своих индустриальных партнеров. Многие компании из нашего рейтинга участвуют в работе передовых школ. В лидерах и там и там — госкорпорация «Ростех», которая участвует в 22 ПИШ. Начиная с 2022 года холдинг инвестировал в передовые школы порядка 2,5 млрд рублей, а на этот год запланированы инвестиции в размере 1,3 млрд рублей. С участием «Ростеха» создано 45 новых лабораторий, в интересах госкорпорации ведется 69 НИОКР. Так, ПИШ Казанского университета разрабатывает для КамАЗа, крупный пакет акций которого контролируется «Ростехом», силовую установку на базе топливных элементов мощностью более 70 кВт для электротранспорта. Передовая школа МАИ создает для Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в «Ростех») линейку электродвигателей для беспилотных летательных аппаратов массой более 30 кг. Задача — сделать их более эффективными относительно иностранных аналогов.

Важно, что бюджетное финансирование для ПИШ не вечно. Школы первой волны с 2025 года уже не финансируются государством, они переходят на полное самообеспечение за счет разработок для реального сектора.

В настоящее время в школах обучается по программам бакалавриата и магистратуры порядка 6000 человек. Спрос на учебу в ПИШ весьма высокий. По словам главы Минобрнауки Валерия Фалькова, на обучение претендовали 58 тыс. студентов. Надо сказать, что высшая школа ежегодно выпускает более 230 тыс. человек по специальности «инженерное дело, технологии и технические науки». Так что на общем фоне, если учесть еще и тех, кто оканчивает по этому же профилю колледжи и техникумы, число учащихся в ПИШ невелико. Поэтому основной упор делается на качество образования, и особое внимание уделяется практическим занятиям — студенты, выходят готовыми к тому, чтобы сразу приступить к реальной работе на конкретном предприятии.

Инженеры, к станку!

Производство средств производства — станков и оборудования — основа машиностроения. Главный российский вуз здесь Московский государственный технологический университет «Станкин». Его передовая инженерная школа «Технологическая база машиностроения» была создана в 2024 году.

Руководитель школы Марианна Чаруйская так объясняет вхождение университета в проект: «Есть разрыв между промышленными предприятиями и техническими университетами. Предприятиям не хватает высококвалифицированных специалистов, которые могли бы сразу после вуза адаптироваться на предприятии, начать выполнять сложные задачи, в том числе конструирования средств производства, на чем и специализируется “Станкин”. Соединение вузов с индустриальными партнерами позволяет решить эту задачу. Кроме того, это дает вузу и предприятиям возможность выполнять совместные научные исследования, а преподавателям — повысить квалификацию за счет стажировок на предприятиях».

Практика показала, что решение о создании школы в «Станкине» было правильным: спрос на обучение в ней растет. Так, средний балл ЕГЭ для поступления в этом году в ПИШ на бакалавриат, то есть сразу после школы, выше, чем на специальности в сфере ИТ. То есть самый высокий балл по университету для поступления был именно в ПИШ.

Так как ПИШ «Станкин» — это школа из второй волны, у нее пока сохраняется бюджетное финансирование. В течение трех лет школа может рассчитывать на поддержку государства. Уже в первый год работы она заработала 92 млн рублей. Финансирование со стороны Министерства науки и образования составило 230 млн рублей. В этом году транш меньше — 88 млн рублей. «Но мы справляемся», — подчеркивает Марианна Чаруйская.

Среди индустриальных партнеров передовой школы — КамАЗ. С ним у ПИШ заключен договор о проектировании нового ремонтно-инструментального завода. Старый был построен в 70-х годах прошлого века, он работает, но применяемые технологии и оборудование устарели. «В этом году по заказу партнера мы разрабатываем цифровой завод, который, как и существующий, будет производить металлорежущий инструмент, оснастку, запасные части для оборудования и ремонтировать его, но уже на новом, современном уровне. Мы подбираем новое оборудование для завода, причем российское, и разрабатываем для него технологический процесс. Это будут гибкие производственные ячейки, которые состоят из станка и робота. Перемещение заготовок и готовых изделий на заводе будет происходить в беспилотном режиме. Управляться завод будет по технологии цифрового двойника», — рассказывает Марианна Чаруйская.

КамАЗ не единственный индустриальный партнер ПИШ «Станкин». По словам Марианны Чаруйской, наиболее активно школа работает с производителем металлорежущего инструмента из Санкт-Петербурга компанией «Вириал». С ней реализуется шесть совместных проектов. «В прошлом году они нас хорошо профинансировали, — говорит Чаруйская. — Мы для них проектируем новые виды инструмента. Опытные образцы уже успешно проходят испытания. Мы также активно сотрудничаем с компаний “Топ-системы”, которая предоставила нам программное обеспечение. Пока, к сожалению, не очень хорошо идет на контакт компания “Стан” (производитель высокоточных обрабатывающих центров, входит в периметр госкорпорации “Ростех”. — “Монокль”). В прошлом году мы спроектировали для них фрезерную головку, но новых проектов пока нет. Но уже сейчас “Ростех” активизируется в поддержке нашей школы».

«Станкин» всегда отличался тем, что учеба в нем — это осознанный выбор. Более 80% выпускников университета работают по специальности.

«Сейчас очень большой спрос на инженеров. Предприятия готовы начиная с первого курса поддерживать студентов, брать их на практику. Работать многие ребята начинают уже с третьего курса, студенты магистратуры все работают. Именно по специальности, а не курьерами», — подчеркивает руководитель ПИШ «Станкин».

Во время учебы студенты активно участвуют в научно-исследовательской работе, в реализации совместных проектов с индустриальными партнерами.

«Если на западном оборудовании еще можно продолжать работать, то с инструментом так не получится. И здесь появились и новые наши производители, и существующие расширили ассортимент, увеличили свои мощности и продолжают развиваться. Теперь задача — воспроизвести средства производства. И этот процесс уже идет. У “Стана” много заказов, Балтийская промышленная компании активно выпускает станки. Компания “Бивертех” спроектировала и выпускает фрезерные станки, после 2022 года активно развивается… Нельзя сказать, что мы ничего не делаем. Оборудование проектируется и производится. И этот процесс ускорился, — рассказывает Марианна Чаруйская. — Наша задача — обеспечение технологического суверенитета за счет того, что мы сделаем свое оборудование, которое будет не то что не уступать мировому, а превосходить его по каким-то параметрам. Нам нужно перепрыгнуть то отставание, которое сложилось в 1990-е годы, когда часть компетенций была потеряна».

Инженеры на заказ

Передовая инженерная школа «Материаловедение, аддитивные и сквозные технологии» национального исследовательского технологического университета МИСиС — это школа из первой волны, созданная в 2022 году. Генеральные индустриальные партнеры школы — предприятия научного дивизиона госкорпорации «Росатом» (управляющая компания — АО «Наука и инновации»), Объединенная металлургическая компания, «Металлоинвест». Как ранее рассказывал генеральный директор компании «Наука и инновации» Павел Зайцев, учащиеся инженерной школы участвуют в разработке биопринтера, который может печатать живыми клетками прямо на пациенте. Он предназначен для восстановления мягких тканей и органов прямо во время операции. В феврале этого года университет сообщил, что биопринтер доступен к заказу. Среди других проектов ПИШ Зайцев отмечал разработку новой технологии сплавления металлических порошков, а также промышленный 3D-принтер, реализующий эту технологию.

Задача инженера — снижать издержки и повышать эффективность. Для ее решения сегодня применяются новые инструменты. Например, искусственный интеллект или аддитивные технологии. Задача передовых инженерных школ — подготовить инженеров, владеющих ими

«Зная о том, что основной барьер для продвижения аддитивных технологий — это нормативная документация, мы открыли программу по обучению процедуре сертификации изделий, полученных посредством аддитивного производства, — рассказывает директор передовой инженерной школы МИСиС Александр Комиссаров. — Несмотря на то что аддитивные технологии на слуху, для производства изделий они используются не так широко, как хотелось бы. А напечатав и экспериментально обосновав возможность использования таких изделий в машиностроении, в частности в ядерной энергетике, можно запускать их в серию. Уже есть реализованные решения, в том числе и для ответственного машиностроения, включая атомное. Они имеют сложную геометрическую форму, и если печатаем мы такое изделие буквально за сутки, то раньше на производство уходило несколько недель».

Школа и ее генеральные партнеры активно сотрудничают.

«Для них мы разрабатываем сквозные технологии, от руды до конечного продукта, для получения новых видов продукции. И таких успешных работ, которые реализованы при довольно-таки несущественном, как мне кажется, финансировании относительно объемов производимой продукции, у нас много. То есть объем средств, выделяемых на НИОКР по сравнению с многомиллиардными эффектами, полученными от внедрения технологий, совсем небольшой», — говорит Александр Комиссаров.

Если в первые три года школа финансировалась в том числе из бюджета, то на четвертый год своего существования она перешла на полное самообеспечение. И основной источник финансирования ПИШ сейчас — это заказы на НИОКР со стороны индустриальных партнеров.

По словам Александра Комиссарова, ожидается, что по итогам этого года школа заработает несколько сотен миллионов рублей. «Успешность ПИШ в первую очередь определяется тем, как на нее реагирует индустрия. Если она предоставляет серьезное финансирование, значит, выпускники школы для индустрии критически важны», — говорит он.

В этом году в школу поступили 74 человека, в следующем предполагается набрать 83. А в планах — принимать 130–140 студентов ежегодно.

Учащиеся в Передовую инженерную школу МИСиС набираются не только из числа студентов самого университета. По словам директора ПИШ, в этом году только 11% студентов школы — «мисисовцы», остальные — со всей России, из разных вузов. И не только из вузов. Действующие предприятия отправляют на обучение своих работников, которые уже когда-то получили образование, в том числе высшее. «Одному из выпускников ПИШ 2025 года, было 46 лет, то есть он старше меня, — рассказывает Александр Комиссаров. — Мы набираем из них целые группы и готовим для компаний такой инженерный спецназ, учим их течение двух лет. В это время они, по сути, делают работы в интересах своего предприятия. И в этом процессе задействован академический и инфраструктурный ресурс университета. А по окончании школы они уже сформированной командой продолжают работать на своих предприятиях».

Передовые инженерные школы — это пересборка инженерного образования с возможностью актуализации образовательных программ. Школы более подвижны и готовы оперативно откликаться на интересы индустрии. «Если у предприятия есть запрос, мы не говорим, что уже набрали ребят и по вашему запросу начнем работать со следующего года. Нет, мы готовы работать: проводим интервью представителя компании с нашими студентами, и, если кто-то понравится, подписывается соглашение о сотрудничестве, вселенской любви и дружбе. И ребята начинают работать уже в интересах компании, а компания — их полностью вести», — объясняет Александр Комиссаров.

Когда выпускник ПИШ выходит на работу, у него нет адаптационного периода. В том числе поэтому предприятиям выгодно сотрудничать с передовыми школами: не нужно «докручивать» выпускника на предприятии в течение года. Он уже пришел полностью подготовленный и готов сразу решать поставленные перед ним задачи.

«Со стороны предприятий есть запрос на универсальность. Не должно быть такого, что я, например, занимаюсь обогащением медной руды и флотацией и ничего больше не знаю. Предприятия хотят универсального солдата. Почему? Потому что идет постоянная оптимизация технологического процесса. И заказ в том, чтобы были способности к самостоятельному мышлению, к разработке новых технологий, к их внедрению», — говорит Александр Комиссаров.

Задача инженера на предприятии не изменилась: по-прежнему необходимо снижать издержки и повышать эффективность. Другое дело, что поменялись инструменты для решения этой задачи. Например, появился искусственный интеллект, да и в целом развивается цифровизация технологических процессов. Задача передовых инженерных школ — подготовить инженеров, владеющих новыми инструментами.

«У нас недавно прошел День карьеры, где присутствовали представители компаний. Я даже не смог подсчитать, сколько их было, помимо наших якорных партнеров. И мои “пишата”, я так их называю, активно знакомились, собирали визитки руководителей HR-службы с расчетом на то, чтобы в будущем пойти работать на конкретное предприятие, — рассказывает Александр Комиссаров, — Мы, со своей стороны, тоже закидываем резюме наших ребят индустриальным партнерам со словами, что нужно их рассмотреть и обязательно взять на стажировку. Кадровый голод сегодня довольно серьезный. На стажировку предприятия готовы брать всех, понимая, что в процессе произойдет естественный отбор, останутся сильнейшие».

По сути, практически все, что нас окружает, создано инженерами. Каждый новый технологический прорыв — от создания колеса до ракетного двигателя — дает человечеству новые возможности для развития.

«Монокль» провел опрос среди своих читателей, экспертов, руководителей машиностроительных предприятий. Респондентов просили назвать выдающихся инженеров-конструкторов современной России. Обобщив ответы, мы составили этот список первых среди равных.

Виталий Юрьевич Нарышкин, главный конструктор российского среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолета МС-21, ПАО «Яковлев» 

В 1982 году после окончания Московского авиационного института работал в ОКБ им. А. С. Яковлева, где прошел путь от инженера до главного конструктора. В качестве последнего участвовал в создании учебно-боевого самолета Як-130, который начинал разрабатываться совместно с итальянской компанией Aermacchi, однако из-за разногласий зарубежный партнер вышел из проекта. Як-130 стал первым новым, то есть не модернизированным, самолетом, построенным в России после распада СССР.

Затем Виталий Нарышкин как главный конструктор возглавил проект по созданию самолета МС-21. Одно из главных отличий этого самолета — высокая доля (порядка 40% от конструкции композитных материалов. В том числе из композитов впервые в отечественном авиастроении изготавливаются крылья лайнера. Самолет оснащается российскими авиадвигателями ПД-14. После введения санкционных ограничений была проделана большая работа по замещению иностранных систем и компонентов. В настоящее время МС-21 готовится к сертификационным испытаниям.

«Вот так просто хороший конструктор с нуля не появится. Мало того что бы были какие-то способности, нужно, чтобы была мотивация, а это в том числе и зарплата, нужна постоянная практика. Нужно сделать одну конструкцию, набить шишек, вторую, набить шишек. Постепенно шишки как-то сглаживаются и появляется на стоящий конструктор» Виталий Нарышкин. Интервью с ним читайте на стр. 58

Евгений Геннадьевич Макаров, главный конструктор, директор НТЦ ПАО «КамАЗ» 

Стал главным конструктором КамАЗа в 2019 году, в возрасте 45 лет.

Родом из Казани, в 1996 году окончил Камский политехнический институт по специальности «автомобилестроение». В 2000 году заочно отучился в Казанском государственном технологическом университете. После получения диплома два года работал на КамАЗе инженером-конструктором.

В 2005 году вернулся на предприятие в департамент проектирования автомобильной техники НТЦ заместителем главного конструктора по новым разработкам автомобильных агрегатов и спецтехники. С этого времени руководит главными проектами НТЦ, включая «Перспективные автомобили КамАЗ» и «Реинжиниринг автопроизводства».

После 2022 года под руководством Макарова состоялся рестарт производства автомобилей поколения К5: КамАЗ сумел не только провести импортозамещение, но и улучшить потребительские качества машин.

Александр Александрович Иноземцев, управляющий директор — генеральный конструктор «ОДК-Авиадвигатель» (конструкторское бюро — разработчик двигателей семейства ПД-14)

В 1973 году с отличием окончил Пермский политехнический институт по специальности «авиационные двигатели». В октябре того же года начал трудовую деятельность как инженер-конструктор в Пермском моторостроительном конструкторским бюро (ОКБ-19, сейчас — «ОДК-Авиадвигатель»), которым руководил Павел Соловьев, основоположник газотурбинного двигателестроения в СССР, создатель ПС-90, модификациями которого оснащается в том числе президентский Ил-96.

В 2001 году Александр Иноземцев возглавил предприятие как генеральный директор и генеральный конструктор. По его инициативе началась разработка отечественного турбовентиляторного авиационного двигателя пятого поколения ПД-14, предназначенного для пассажирского лайнера МС-21. Это первый турбовентиляторный двигатель, созданный в современной России.

Этот агрегат положил начало целому семейству двигателей для разных типов самолетов, вплоть до тяжелых транспортных и широкофюзеляжных дальнемагистральных.

За особые трудовые заслуги перед государством и народом Александру Иноземцеву в 2023 году присвоено звание Героя Труда Российской Федерации.

Иван Сергеевич Ермишкин, главный конструктор электропоезда «Иволга». Тверской вагоностроительный завод, ТМХ 

В 1975 году окончил Брянский институт транспортного машиностроения по специальности «инженер-механик». По завершении учебы был распределен на вагоностроительный завод, который в то время назывался Калининским.

Начав трудовую деятельность как инженер конструктов КВЗ, в 1994 году был назначен главным конструктором завода, который к этому момент стал Тверским.

Инициировал переход на компьютерные технологии в проектировании, разработав программу переобучения сотрудников. ТВЗ стал одним из первых предприятий в отрасли, перешедших на компьютерное проектирование.

Под руководством Ермишкина было спроектировано и поставлено на производство боле 30 видов пассажирских вагонов, в том числе двухэтажных и скоростных, до 200 км/ч.

«Иволга» — первый в истории ТВЗ электропоезд. Это отечественная разработка, конкурент «Ласточке», созданной в партнерстве с Siemens.

Сейчас Иван Ермишкин на заслуженном отдыхе, а ТВЗ выпускает уже следующую версию — «Иволга 4.0».

Михаил Геннадьевич Гранкин, заместитель директора научно-технического центра, Комбайновый завод «Ростсельмаш» 

Михаил Гранкин в 1994 году окончил Харьковский авиационный институт им. Н. Е. Жуковского. С 2004 года работает в КБ «Ростсельмаш». При его участии в 2005 году был спроектирован и поставлен на производство зерноуборочный комбайн Acros.

В дальнейшем под руководством Гранкина был разработан ряд зерноуборочных комбайнов, в том числе Torum 785, предназначенный для уборки всех традиционных зерновых культур. Конструкция этой машины защищена 21 патентом. Применяемые инновации позволяют достигать высокой производительности: в 2022 году комбайном был установлен отечественный рекорд — более 400 тонн пшеницы за смену. В рамках программы импортозамещения комбайн оснащается российским двигателем ЯМЗ мощностью 520 л. с. Прочие критические компоненты и системы также заменены на российские или произведенные в дружественных странах.