После паузы, возникшей из-за отмены саммита президентов России и США в Будапеште, мирные переговоры по разрешению украинского кризиса возобновились с невиданной ранее интенсивностью. Официальные консультации пока идут между Вашингтоном и Киевом, но сразу по двум трекам. Первый возглавляет министр армии США Дэниел Дрисколл, который привез в Киев американский мирный план из 28 пунктов и, по сообщению прессы, в ультимативной форме призвал подписать его. А вторая площадка для американо-украинских переговоров была организована в Швейцарии, и на ней делегацию США возглавил глава Госдепа Марко Рубио, вежливо интересующийся у киевских посланцев, что же им не нравится в предложенных вариантах сделки.
Эта дихотомия американской дипломатии породила гипотезу, что внутри команды президента США произошел раскол. Роль сторонника Украины была отведена Рубио, который ранее стоял на более жесткой позиции по отношению к Москве. А Дрисколл учился в Йельском университете в одной группе с вице-президентом США Джеем Ди Вэнсом, а позже работал его старшим советником. Вице-президент США считается сторонником скорейшего заключения мирного соглашения с помощью давления на киевский режим. Следовательно, Дрисколл был автоматически заклеймен как «пророссийский» переговорщик.
Однако вряд ли Дональд Трамп позволил бы главе Госдепа торпедировать миссию Дэниела Дрисколла в Киеве, где тот выдвинул ультиматум от имени главы Белого дома. Равно как трудно себе представить, что Дрисколл рискнул бы говорить от имени Трампа, не согласовав с ним повестку переговоров.
Не стоит забывать, что президент США в отношениях с Киевом всегда использовал тактику «доброго и злого полицейского». Специальным посланником США по вопросам Украины является Кит Келлог, правда, по состоянию здоровья, он уже не может исполнять свои обязанности и вскоре уходит в отставку. Тогда как с Москвой выстраивал отношение спецпредставитель Трампа Стивен Уиткофф.
Келлог всегда занимал проукраинскую позицию, но в связи с его отходом от дел теперь эту роль поручили играть Рубио. Эта тактика позволяет Трампу выстраивать коридор возможностей, за который киевский режим не может выйти. При этом главным «кнутом» в руках США остается украинский коррупционный скандал, который то затихает, то вспыхивает вновь, словно им кто-то умело дирижирует.
Все эти тонкости американской дипломатии, впрочем, пока остаются внутренним делом западной коалиции. Российские представители время от времени напоминают, что дальнейшие мирные переговоры должны базироваться на понимании, достигнутом между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом на Аляске. Москва ждет, когда Запад решит свои внутренние разногласия и США окажутся готовы выполнять взятые на себя в Анкоридже обязательства.
При этом Россия не сидит сложа руки: темпы наступления российской армии постоянно растут, что является лучшим стимулом для США торопить подписание мирного соглашения на существующих условиях, поскольку украинская оборона в скором времени может рухнуть и условия мира (во всех смыслах этого слова) станут другими.
Мирные планы
Американский мирный план, состоящий из 28 пунктов, не был опубликован официально, но народный депутат Украины Алексей Гончаренко разместил его в соцсетях, и, судя по дальнейшим комментариям американских и украинских чиновников, опубликованный текст в целом соответствовал оригиналу. В нем нашли отражение ряд ключевых российских требований: вывод украинской армии из Донбасса (а в Херсонской и Запорожской областях боевые действия будут заморожены вдоль линии соприкосновения), ограничение численности украинской армии, безъядерный и внеблоковый статус Киева, отсутствие войск НАТО на украинской территории, запрет нацистской идеологии, а также принятие Украиной «правил ЕС по религиозной толерантности и защите языковых меньшинств», что подразумевает прекращение репрессий против Украинской православной церкви и соблюдение прав русскоязычного населения. Через 100 дней после заключения мирного соглашения Украина должна провести выборы.
Что касается вопроса признания новых российских регионов, то он описан в документе довольно туманно. В одном из пунктов говорится: «Крым, Луганск и Донецк будут признаны де-факто российскими, в частности Соединенными Штатами», а контролируемые Россией части Запорожской и Херсонской областей и вовсе вынесены за скобки соглашения.
Кроме того, в документе есть много пунктов, к которым Украина вообще не имеет никакого отношения. В частности, НАТО берет обязательство не только не принимать в свои ряды Украину, но и прекратить свое расширение в принципе. Россия и НАТО при посредничестве США обязываются начать диалог «для решения всех вопросов безопасности и создания условий для деэскалации с целью обеспечения глобальной безопасности и расширения возможностей для экономического сотрудничества». США и Россия договорятся продлить срок действия договоров о нераспространении и контроле над ядерным оружием. И России будет предложено вернуться в G8.При этом Киеву был дал срок до 27 ноября на подписание мирного соглашения, что позже подтвердил Трамп.
Президент США в отношениях с Украиной всегда использовал тактику «доброго и злого полицейского». Это позволяет Трампу выстраивать коридор возможностей, выйти за пределы которого киевский режим не может
На Украине и в Европе этот американский план вызвал «шок и трепет». Европейские противники мира поняли, что из-под их влияния ускользает не только Украина, но и все постсоветское пространство, куда европейцы не смогут вторгнуться при помощи расширения НАТО. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, председатель Совета ЕС Антониу Кошта, лидеры Франции, Германии, Италии, Канады, Японии и ряда других западных стран выступили с совместным заявлением, в котором потребовали существенно изменить американский мирный план в «пользу Украины», то есть убрать из него все российские требования.
Что касается Владимира Зеленского, то для него американское мирное соглашение означает необходимость идти на выборы, которые он наверняка проиграет. Политические противники напомнят избирателям, что Зеленский в 2019 году отказался выполнять Минские соглашения, затем сорвал мирные переговоры в Стамбуле 2022 года и после трех лет войны и сотен тысяч жертв привел Украину к гораздо более невыгодному мирному соглашению.
На помощь шокированному украинскому руководству подоспел глава Госдепа США, предложив начать обсуждать «ультиматум» в Швейцарии. А Трамп вновь изменил свою позицию, заявив, что Киеву уже не обязательно подписывать мирное соглашение до 27 ноября. По итогам швейцарских переговоров из 28 пунктов мирного соглашения, по словам Трампа, осталось 22, а по мнению участника украинской переговорной группы, замглавы МИД Украины Сергея Кислицы, документ был сокращен до 19 пунктов. Это разночтение свидетельствует о том, что либо из швейцарских переговоров стороны вынесли разные впечатления, либо американцы слегка обманули украинскую делегацию. Какие из 28 пунктов попросила вычеркнуть украинская делегация, официально не сообщалось, но, судя по многочисленным заявлениям украинских чиновников, это ограничение численности вооруженных сил, вывод украинских войск из Донбасса, отказ от признания Крыма и Донбасса российскими территориями и другие основные российские требования, что делает бессмысленным обсуждение этого документа с Россией.
Можно было бы предположить, что мирные переговоры в очередной раз были сорваны, но Трамп снова изменил свой тон и заявил, что Украине придется подписать мирное соглашение. По словам президента США, российская армия превосходит украинскую и Донбасс рано или поздно все равно окажется под контролем России. А главной уступкой России Трамп считает согласие на прекращение боевых действий и отказ от новых территориальных претензий к Киеву. Эти заявления свидетельствуют о том, что Трамп нацелен заставить Украину согласиться с основными российскими условиями. И в доказательство того, что швейцарский вояж Рубио навстречу пожеланиям киевского режима мало что значит, Трамп объявил, что его спецпредставитель Стив Уиткофф отправится в Москву, где проведет встречу с Владимиром Путиным. А Дэниел Дрисколл вновь прибудет в Киев для продолжения переговоров.
Затем в СМИ появилась информация, что в Абу-Даби при посредничестве США шли прямые российско-украинские переговоры. Но как затем пояснил президент России, речь шла о контактах представителей российских и украинских спецслужб, которые занимались «решением ряда гуманитарных вопросов, прежде всего это связано с обменом военнопленными».
Может возникнуть вопрос: для чего американцам нужно было переносить переговоры по мирному соглашению из Киева в Женеву, а затем возвращать их обратно в Киев? Складывается впечатление, что только для того, чтобы указать европейцам их место. Находясь в Швейцарии, Марко Рубио заявил, что не видел предложений европейских лидеров относительно мирного соглашения, хотя ими пестрили все ведущие мировые СМИ. Кроме того, глава Госдепа наотрез отказался встречаться с главой дипломатии ЕС Кайей Каллас, которая активнее всех призывает продолжать войну. Американцы в довольно жесткой и унизительной форме продемонстрировали европейцам, что если и будет обсуждаться корректировка мирного плана, то без участия европейцев. Зеленский же до последнего надеялся на их поддержку, заявляя, что готов провести встречу с Трампом при участии лидеров Европы. В итоге контакт с главой Белого дома не состоялся, и в Киев вновь едет «злой полицейский».
Коррупция как драйвер переговоров
Как нельзя кстати активизировался и коррупционный кризис на Украине.
Напомним, 10 ноября Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) заявили о выявлении преступной схемы, благодаря которой ближайший друг Зеленского Тимур Миндич, ряд членов правительства и сотрудников госкомпании «Энергоатом» украли более 100 млн долларов. НАБУ и САП заявили, что коррупционеры действовали «благодаря связям с Зеленским», но пока не выдвинули против него официальных обвинений.
НАБУ и САП также дали понять, что аналогичные схемы были выявлены в министерстве обороны Украины. Интриги в происходящее добавляет тот факт, что НАБУ и САП были созданы при активном участии США и были выведенны из подчинения украинской властной вертикали под предлогом необходимости борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти. Между НАБУ и Федеральным бюро расследований (ФБР) США заключен меморандум о межведомственном сотрудничестве, а к украинским правоохранителям на постоянной основе прикомандирован сотрудник ФБР, имеющий доступ ко всем расследованиям ведомства.
Теорию о том, что расследование НАБУ и САП в отношении ближайшего окружения Зеленского подгадали под мирные переговоры, подтвердил тот факт, что оба ведомства прекратили публиковать прослушку украинских чиновников и выдвигать новые обвинения, как только США презентовали в Киеве свой мирный план.
Но после того, как украинская делегация в Женеве вычеркнула из американского документа все российские требования, а глава украинской переговорной группы, руководитель офиса президента Украины Андрей Ермак по возвращении в Киев заявил, что «пока Зеленский — президент, никто не должен рассчитывать на то, что мы откажемся от территории», НАБУ и САП вновь активизировались. И по странному стечению обстоятельств правоохранители провели обыски по месту жительства и на рабочем месте (оно располагается в одном здании с рабочим кабинетом Зеленского) Андрея Ермака. А секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Рустем Умеров побывал на допросе в НАБУ в качестве свидетеля. Ранее НАБУ заявило, что Миндич «имел влияние» на Умерова, а судя по допросу, он оказывал дурное влияние на чиновника.
Вашингтон поставил вопрос ребром: либо Зеленский подписывает мирное соглашение и теряет власть, либо против него будут выдвинуты обвинения
В неформальной украинской табели о рангах Андрей Ермак занимает второе место во властной иерархии после Зеленского: офис президента узурпировал полномочия парламента, правительства, судов и правоохранительных органов, став «руководящей и направляющей силой общества». Естественно, это произошло с санкции Зеленского, наделившего своего старого приятеля такими огромными полномочиями. И обыск у Ермака — это последнее предупреждение Зеленскому. Судя по всему, американцы также разделяют мысль Ермака, что пока Зеленский — президент, то мира не будет, но дают зазнавшейся марионетке последний шанс одуматься.
Вряд ли Зеленский и Ермак не знали о готовящейся на них атаке. Украинское издание «Зеркало недели», имеющее хорошие отношения с посольством США в Киеве и многократно доказавшее свою осведомленность о процессах, происходящих в коридорах украинской власти, сообщило, что недавно Зеленский вызывал «на поговорить» руководителей НАБУ и САП, но его проповедь не имела успеха. После этого Ермак дал команду подконтрольным офису президента правоохранительным органам выдвинуть уголовные обвинения против руководителей НАБУ и САП, но, судя по отсутствию результата, те заняли выжидательную позицию, не решаясь идти на конфликт с Вашингтоном.
После обыска, проведенного НАБУ и САП у Ермака, Зеленский взял полдня на размышление, по итогу которого решил порвать деловые отношения с очередным коррумпированным другом и уволил главу своего офиса.
Если версия об американском следе в украинском коррупционном скандале верна, то Вашингтон поставил перед Зеленским вопрос ребром: либо он подписывает мирное соглашение и теряет власть, либо против него в скором времени будут выдвинуты обвинения.
Реакция России
Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов об американском мирном плане, заявил, что перед его визитом на Аляску «обсуждали это с американскими переговорщиками, и после этого возник тот перечень возможных договоренностей из 28 пунктов». И добавил, что этот документ «нам по определенным каналам был передан, мы с ним ознакомились».
Говоря об условиях прекращения огня, российский лидер сказал, что оно наступит, как только украинские войска уйдут с занимаемых ими территорий. «Не уйдут — мы добьемся этого вооруженным путем», — резюмировал Путин.
Что касается вопроса подписания мирного соглашения, то президент России в очередной раз напомнил, что парламент Украины имеет право на продление своих полномочий в условиях военного времени, а президент — нет. В случае заключения мирного соглашения, согласно украинской конституции, нужно будет проводить референдум по всем территориальным вопросам, результаты которого должен будет утвердить Конституционный суд, полномочия которого также истекли.
«Конечно, мы хотим договориться в конечном итоге с Украиной, но это сейчас просто практически невозможно, невозможно юридически. От них кто может, кто хочет, тот пускай и ведет переговоры. Нам нужно, чтобы наши решения были международно признаны основными международными игроками, — сказал Путин. — Ведь одно дело — решения признанные, и определенные территории находятся под российским суверенитетом, и в случае нарушения договоренностей это будет нападением на Российскую Федерацию со всеми вытекающими из этого ответными мерами России. Или это будет восприниматься как попытка вернуть законно принадлежащую Украине территорию. Это разные вещи».
Таким образом, из заявлений Путина следует, что российское руководство не отказывается вести переговоры ради прекращения огня с нынешним, нелегитимным украинским режимом. Но юридически обязывающее соглашение сейчас может быть заключено со странами Запада, а Киев подпишет полноценный договор только после проведения выборов на Украине.