Индекс менеджеров по закупкам PMI обрабатывающих отраслей России в ноябре 2025 года составил 48,3 пункта, слегка поднявшись с октябрьского значения в 48 пунктов, но продолжая оставаться в зоне слабой конъюнктуры, сообщил провайдер индекса S&P Global.
Значение показателя выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, ниже этого уровня — на ее снижение.
Ухудшение операционных условий в секторе наблюдается шестой месяц подряд, хотя и самыми медленными за три месяца темпами. Респонденты указывали на ускорение снижения выпуска вследствие сокращения числа новых заказов и сбоев в цепочке поставок.
Несмотря на снижение числа новых заказов и объемов выпуска, компании опять стали нанимать сотрудников. Темпы роста занятости были максимальными с июля 2024 года.
Некоторое ослабление напряженности рынка труда показывают и данные макростатистики. По данным Росстата, в октябре уровень безработицы вырос с 2,08 до 2,17% рабочей силы. Есть также основания утверждать, что совокупный спрос на рабочие места в экономике уперся в потолок — с учетом сезонности его рост в последние месяцы прекратился.
Инфляция издержек в ноябре ускорилась, операционные расходы росли самыми быстрыми темпами с мая. Возросшие издержки компании объясняли ростом цен на коммунальные услуги и сырье.
Значительно выросли и отпускные цены: компании старались перекладывать более высокие издержки на клиентов. Темпы инфляции отпускных цен стали самыми быстрыми с марта.
В то же время на потребительском рынке инфляция, напротив, заметно снижается. За последние три недели индекс потребительских цен вырос на 0,29%, тогда как за прошлые две недели — на 0,36%, следует из данных еженедельного мониторинга Росстата. Согласно предварительным прогнозным оценкам ЦМАКП, уровень инфляции в метрике «год к году» в ноябре опустится до 6,7% (против 7,71% в октябре) и до 5,6‒5,7% в декабре.
Основной фактор торможения роста цен — остановка удорожания непродовольственных товаров (без учета нефтепродуктов и сигарет), агрегата, в наибольшей степени чувствительного к нарастающему в российской экономике сжатию спроса. Второй и тоже очень важный фактор — серьезная ревальвация рубля. По итогам 2025 года прирост цен по этой группе оценивается ЦМАКП в ничтожные 1,5%. Если сочетание сверхжесткой денежно-кредитной политики, низких мировых цен на сырьевые товары и переукрепленного рубля сохранится и в следующем году, ценой замедления инфляции может стать стагнация экономики в лучшем случае и спад — в худшем.
Снижение инфляции имеет все более ярко выраженный фронтальный характер. Все основные ценовые индикаторы — инфляция в целом, базовая инфляция и прирост цен на продовольственные товары без учета плодоовощной продукции — сейчас в большей или меньшей степени ниже своего среднемноголетнего значения.
Данные Росстата за январь‒октябрь 2025 года позволили Минэкономики оценить годовой прирост ВВП в октябре на уровне 1,6% против 0,9% в сентябре (с учетом сезонности — плюс 1,1 и 0,5% за месяц соответственно). При этом, по оценке статистиков, в третьем квартале годовой рост экономики был на уровне 0,6%.
Одна из причин такого результата — октябрьский подскок выпуска в промышленности, а точнее в обработке, который объясняется работой ВПК и нефтепереработки. Заметно повышенные по сравнению с предыдущим месяцем годовые темпы роста Росстат фиксирует также в строительстве, транспорте и услугах.
Вторым наиболее заметным источником октябрьского всплеска ВВП было оживление спроса домохозяйств. По оценке Минэкономики, совокупное частное потребление (розница, общепит и платные услуги) выросло в годовом выражении на 4,8% в октябре против 2,6% в сентябре. Основной движущей силой такого всплеска был отложенный спрос на непродовольственные товары: в июле‒августе банковские депозиты граждан не росли, а реальная зарплата повысилась на 4,7% в годовом выражении в сентябре после 3,8% в августе.