Искали цифровое золото, нашли крах

Елена Решетникова
8 декабря 2025, 06:00
№50

Как устроены инвестиции в компьютерных играх и сколько на этом можно заработать

Иллюзия стабильности инвестиций в игровые предметы CS обрушилась в ночь с 22 на 23 октября
Читайте Monocle.ru в

Игровое сообщество бурлит: в ночь с 22 на 23 октября 2025 года компания-разработчик Valve изменила экономику всемирно известной игры Counter-Strike 2, что обрушило капитализацию рынка скинов (игровых предметов ) почти на треть — с 6 млрд до 4 млрд долларов. Сотни тысяч инвесторов и коллекционеров потеряли многолетние сбережения за считаные часы, а соцсети распространяли сообщения о самоубийствах в Китае, вызванных обвалом рынка и потерей денег.

Мир внутри игры

Counter-Strike (CS) — популярный онлайн-шутер, компьютерная игра-стрелялка. Механика pay to win (заплатите, чтобы победить) здесь не работает — с помощью реальной валюты улучшить свое игровое положение невозможно. При этом в видеоигру можно вложить деньги. Компания Valve зарабатывает на продаже скинов — внутриигровых украшений: это визуальное оформление огнестрельного оружия, перчаток или ножей. Скины не влияют на игровые функции: не делают игрока быстрее, точнее или сильнее. Их единственная роль — статусная, и ценность скинов определяется их редкостью.

CS — это культурный феномен, существующий с 1999 года. За 25 лет игра превратилась в одну из самых стабильных, высокодоходных и богатых киберспортивных дисциплин мира. Ее международные турниры собирают миллионы зрителей, призовые фонды достигают десятков миллионов долларов, а лучшие команды спонсируются компаниями Red Bull и BMW.

Эксперт по видеоиграм Александр Кузьменко говорит: «Counter-Strike — это футбол или UFC от мира видеоигр. И когда компания Valve проводит свои международные чемпионаты, вроде того же The International, восемнадцати- или девятнадцатилетний мальчик может заработать буквально за один день пять, шесть, семь, десять миллионов долларов — просто потому, что последние два года посвятил игре в Counter-Strike. Таких ставок нет даже в профессиональном боксе».

За два с лишним десятилетия рынок, выросший из внутриигровой экономики, превратился в самостоятельную финансовую экосистему: игроки инвестируют и хранят в скинах сбережения, торгуют скинами через сторонние площадки и зарабатывают на перепродаже.

Красиво играть и выгодно хранить

Фанаты CS большую часть скинов покупают для себя. «Я особо не хотел на этом зарабатывать. Я просто очень любил эту игру и очень много в нее играл, — рассказывает геймер Иван Ерохин. ― Я хотел, чтобы у меня были красивые скины, красивое оружие, красивые ножи, чтобы мне было интереснее играть с ними. Я потратил тысяч 600‒700 рублей, а инвентарь мой на пике стоил три миллиона». Неплохая доходность, которая и не снилась, к примеру, российскому рынку акций уже лет семь-восемь.

Последние десять лет стоимость скинов CS на рынке росла, и игроки стали вкладывать деньги в виртуальную ценность. «Рынок скинов в CS стабильно рос на протяжении долгого времени, — говорит геймер Андрей Суховерхов. — Если ты закупаешь скины и хранишь их больше года, то получаешь нормальный плюс по сравнению с тем же самым биткоином. Если у меня есть лишние деньги, я лучше закину их в CS, потому что это более стабильно, чем потратить или вложить куда-то еще. Чаще всего деньги гарантированно приумножатся. Сейчас мои инвестиции в инвентарь — в районе пяти-шести тысяч долларов, за два года плюс в балансе около 600 долларов».

Наш собеседник рассказал, что у него два аккаунта. «На одном я играю, на другом у меня лежат скины, которые я покупаю для инвестиций, — объясняет Андрей Суховерхов. — Если я покупаю скин себе, я смотрю, что мне нравится. Если чисто под инвестиции, я прицениваюсь: смотрю на количество скинов вообще, именно этой модели, этой расцветки. Смотрю, в каких кейсах он выпадает, сколько может быть выбито за год и какова стоимость этих кейсов. То есть если кейс, например, стоит два доллара, его люди будут открывать. А если кейс уже стоит где-то в районе десяти долларов или больше, то этих кейсов за год будет открыто меньше, поскольку они дороже, а с вероятностью 99 процентов выпадет скин, который стоит меньше доллара».

В Counter-Strike есть возможность обмениваться скинами — этой функцией и пользуются сторонние платформы перепродаж

Архитектура рынка

Скины в Counter-Strike могут выпасть из кейсов, капсул, боевых пропусков и временных игровых событий. По сути, это рулетка: в кейсе за два доллара с разной долей вероятности могут выпасть как предметы стоимостью меньше доллара, так и дорогие редкие скины. Компания Valve контролирует выпуск новых коллекций и частоту выпадения предметов, тем самым регулируя предложение и цены.

Например, вероятность выпадения ножа — 0,26%, в среднем один раз на 400 открытых кейсов. При этом шанс остается неизменным при каждом открытии: игра не учитывает, сколько кейсов было открыто до этого. Таким образом, можно открыть 500 кейсов и не получить ничего, а можно выбить нож с первого раза.

Ценность скина определяется его редкостью, износом, паттерном — уникальным цифровым отпечатком текстуры, а также историей — сувенирные версии с турниров стоят дороже, причем сами призеры крупных соревнований также получают эксклюзивные скины в качестве награды.

Для тех игроков, которые хотят гарантированно получить желаемый игровой предмет, а не гоняться за ним годами, существует Steam Community Market — официальная платформа компании Valve, на которой можно купить скины за реальную валюту. На платформе Steam есть свои ограничения: максимальная цена предмета — 1500 долларов, обратный вывод средств невозможен. Кроме того, площадка берет комиссию до 15%.

Поэтому подавляющая часть сделок происходит на сторонних площадках, таких как CS.Money, SkinsMonkey, Buff. «Цены здесь определяет рынок, — объясняет работу этих площадок Александр Кузьменко. — Если есть спрос — есть предложение. Если действительно какой-то нож тебе настолько важен, что ты готов купить его за пять тысяч долларов, ты его покупаешь за пять тысяч долларов. Эти платформы работают как платформы покупки-продажи, по сути как журнал бесплатных объявлений. То есть ты размещаешь, платишь какую-то небольшую мзду и осуществляешь транзакцию». Если кто-то разместит нож за пять долларов и скажет, что это аукцион, — этот нож может вырасти в цене до 500 или 5000 долларов, продолжает эксперт. Платформы просто посредники. Они работают абсолютно честно и никак не противоречат правилам Евросоюза, где зачастую они все и зарегистрированы.

В Counter-Strike есть возможность обмениваться скинами — этой функцией и пользуются сторонние платформы перепродаж. Пользователь выбирает предмет на сайте, оплачивает его, после чего система отправляет через бот предложение обмена. При этом игроки всегда рискуют: платформа может оставлять за собой право отменить покупку в течение двух недель. «Например, на площадке LeaseSkins отмена практикуется часто, — говорит Андрей Суховерхов. — Если площадка видит, что цены на момент покупки были слишком низкие по сравнению с рынком, они просто отменяют трейд. И они это официально запостили, сказали: мы оставляем за собой такое право».

Среди явных преимуществ сторонних платформ — вывод реальных денег, более низкая комиссия, гибкие цены и возможность крупных сделок. Этим воспользовался геймер Иван Ерохин: в начале этого года он решил продать все скины, чтобы слетать с подругой в Дубай.

Кроме того, существует возможность продать инвентарь напрямую коллекционерам. «Все скины делятся на паттерн-бейс и не паттерн-бейс, — раскрывает детали Иван Ерохин. — У паттерн-бейс-скинов в цифрограмме есть одна-две цифры, которые могут полностью изменить то, как выглядит скин. Если у тебя есть какой-то редкий паттерн или очень редкая вариация какого-то ножа, то такие скины ценны только инвесторам и коллекционерам. Обычная система любого трейдинг-сайта не видит ценность этого скина. И конечно, если ты хочешь продать такой скин, тебе надо напрямую искать человека».

Геймер подтверждает: рынок скинов в CS2 всегда был инвестицией в далекое будущее для многих людей, кто в этом разбирался, потому что скины и наклейки со временем только дорожали. «Примерно это меня и зацепило: если ты достаточно терпелив, то окупаемость от вложений почти всегда стопроцентная, за редкими исключениями, — рассказывает наш собеседник. — Например, два стикера, Titan и iBuyPower, в 2014 году стоили по 10‒20 рублей и выпадали из всего подряд, а сейчас за один такой стикер можно заплатить от миллиона рублей и больше. Раньше, когда было много времени, я очень активно занимался перепродажей, но я перепродавал трейдерам и инвесторам, а не рядовым игрокам».

Неудивительно, что покупка скинов в Counter-Strike привлекает не только фанатов игры. Весной 2025 года эксперты ВШЭ и РЭШ отмечали, что инвестиции в скины CS2 становятся привлекательнее даже биткоина и золота. По данным CS.Money, летом этого года самый дорогой инвентарь игрока в CS стоил около 925 тыс. долларов (74 млн рублей).

Но в определенный момент все это перестало устраивать разработчика. «Компания Valve поняла, что вокруг игры процветает очень нездоровый, крайне серый рынок, — рассказывает Александр Кузьменко. ― Многие люди, даже не играя в Counter-Strike, не зная механику и не болея на чемпионатах, просто зарабатывают деньги. Это можно сравнить в какой-то мере с беттингом, то есть со ставочниками. Они не следят за игрой, им неинтересна игра, им интересно сделать деньги на правильной ставке».

Конец иллюзий

Иллюзия стабильности инвестиций в игровые предметы CS обрушилась в ночь с 22 на 23 октября вместе с капитализацией рынка скинов. Это не биржевой кризис в традиционном понимании, но для сотен тысяч игроков, трейдеров и коллекционеров последствия оказались не менее болезненными: они потеряли сбережения, накопленные за годы.

Произошло следующее: разработчики видеоигры, компания Valve, решили изменить механику получения редких предметов. Обновление, вызвавшее обвал, внесло одно ключевое изменение: теперь любой игрок может «скрафтить», то есть создать, нож из пяти других редких предметов. Уникальность ножей исчезла, их стоимость упала в два-три раза. В то же время красные скины, раньше почти никому не нужные, взлетели в цене в 10, а то и 20 раз — из них теперь можно создать редкий инвентарь.

Игроки и трейдеры столкнулись с серьезными репутационными и финансовыми потерями: дорогостоящие предметы, которые были символом их бренда и дополнительным источником дохода, резко потеряли в цене. Однако возросший интерес к новой системе обмена и возможность приобретения или перехода на более коммерчески выгодные активы привели к пересмотру стратегий.

«Рынок обвалили игроки и коллекционеры, которые стали резко продавать, рынок не был бы так сильно затронут, если бы не массовая паника, — уверен геймер Андрей Суховерхов. — Я спал именно в тот момент, когда вышло обновление. Меня разбудили, я экстренно продал керамбит, экстренно продал бабочку (одни из самых востребованных и дорогих ножей в Counter-Strike) и тем самым сохранил деньги. То есть я сделал instant sell (мгновенную продажу) на сайте, когда он еще работал, потому что 99 процентов сайтов легли в момент обновления. Я сохранил где-то 80 процентов инвестиций: успел продать почти все ножи, которые у меня были, с двух аккаунтов».

После разрушительного обновления рынок пришел в себя, и торговля продолжилась. Наш собеседник говорит, что потерял где-то тысячу долларов в день обвала, а сейчас восстановил уже около 800. «На следующий день после обвала я закупил скины, которые упали, — говорит Андрей Суховерхов. — То есть я продал по старой стоимости до обвала свои старые скины, у которых ценник был высокий. За ту же стоимость я смог себе позволить еще более дорогие скины после обвала, поскольку на них цена упала. Я их закупил, прошла буквально неделя-две, люди начали обратно покупать».

Иван Ерохин и вовсе говорит, что ему повезло и на этом обновлении он заработал. «Из-за того, что я все время очень любил открывать кейсы, чтобы в казино поиграть, скажем так, у меня завалялось на мониторе очень много этих мусорных красных скинов, и, как только обновление вышло, я все продал и заработал на этом где-то тысяч 50‒60 рублей», — радуется наш собеседник.

Valve не комментировала свое решение, но эксперты и игроки сходятся во мнении: цель — вернуть торговый оборот в экосистему Steam и сократить зависимость от серых площадок.

При этом последствия для рынка инвестиций в видеоигры и для самой Valve оцениваются по-разному. Кто-то считает, что компания понесла репутационные потери — ведь она уничтожила сбережения многих игроков за одну ночь, никого не предупредив. «Мне кажется, у многих людей подорвалось доверие к Valve, ― считает Иван Ерохин. ― Многие трейдеры и коллекционеры из Китая и России ушли с этого рынка из-за того, что он теперь кажется ненадежным, так как разработчики могут вот так, за ночь, выпустить обновление, которое полностью пошатнет экономику, и никому об этом ничего не сказать заранее».

«Компания Valve не потеряла в деньгах — они на этом не зарабатывали, — рассуждает Александр Кузьменко. ― Потеряла ли она в репутации? Да, но у кого? Valve заслужила свою репутацию в первую очередь тем, что она делает шикарные игры. И она продолжает их поддерживать шикарными сервисами. Основные свои деньги она делает на продаже игр для персональных компьютеров. Если компания и потеряла какую-то репутацию, то исключительно в глазах — давайте скажем нехорошее слово — “барыг”. Лично в моих глазах она, наоборот, свою репутацию очень сильно подняла».

Инвестиции и игры: грань все тоньше

В отличие от золота или государственных облигаций скины не обеспечены ничем, кроме доверия к разработчику игры. «Инвестиции в скины — это инвестиции в пиксели, то есть в картинки, которые не обеспечены ничем, кроме честного слова компании Valve, — констатирует Александр Кузьменко. ― Да, некоторые валюты продвинутых стран тоже обеспечены только честным словом их федеральной резервной системы. Но это честное слово основано на гигантских экономиках этих стран и огромной военной силе. Компания Valve — частная, у нее нет акций, нет инвесторов, нет совета директоров, она обеспечена только словом ее основателя Гейба Ньюэлла».

Два стикера, Titan и iBuyPower, в 2014 году стоили по 10–20 рублей и выпадали из всего подряд, а сейчас за один такой стикер можно заплатить от миллиона рублей и больше

Очевидно, что у таких инвестиций есть еще один важный параметр: срок жизни игровой вселенной, в которой используются игровые предметы. В августе 2025 года игровая платформа Roblox обошла Steam по числу одновременно находившихся на платформе пользователей — более 47 млн человек. У сервиса Valve лучший результат — 41,2 млн пользователей. Платформа Steam долгие годы считалась непререкаемым лидером цифровой игровой дистрибуции, но ситуация меняется на глазах.

Как отмечает Денис Гончаров, основатель студии Solar Pixel, сейчас на рынке видеоигр происходит перестройка. Большие издатели по-прежнему сильны, но им все труднее удерживать игроков: бюджеты растут, формулы повторяются, а аудитория устала от долгих «игр-сервисов». Поэтому крупные релизы уже не становятся мировыми феноменами на годы, как раньше. При этом поднимаются маленькие студии. «Игроки все чаще выбирают нешаблонные, более “живые” проекты ― Palworld, Lethal Company, Dave the Diver и многие другие, — объясняет основатель Solar Pixel. ― Люди хотят быстрых, свежих впечатлений, а не обязательства играть годами. Поэтому сегодня рынок становится более разнообразным: сотни небольших хитов вместо одного гиганта. Эта тенденция усиливается, и в ближайшие годы мы увидим еще больше успешных проектов от небольших команд».

Если этот тренд укрепится в ближайшее время, популярность таких крупных игр, как Counter-Strike 2, упадет, а с ней, скорее всего, и доходность инвестиций в скины.

Феномен инвестиций в скины — зеркальное отражение другого тренда: геймификации финансов, то есть использования игровых элементов в неигровых финансовых сервисах. Брокеры и управляющие компании, работающие с традиционными активами (акциями, облигациями), подключают интерактивные элементы и мгновенную обратную связь, которая поощряет пользователя на пути к «успехам». Недавно Bloomberg предупредил о серьезных рисках, связанных со стиранием грани между инвестированием и азартными играми. Когда пользователь имеет круглосуточный доступ к инвестициям через интернет, он надеется сохранить и приумножить свои средства и может стать зависимым от азарта, который приходит с геймификацией. В такой ситуации торговля ножами в CS действительно перестает отличаться от традиционной покупки акций.

ВЫНОСЫ:

В Counter-Strike есть возможность обмениваться скинами — этой функцией и пользуются сторонние платформы перепродаж

Два стикера, Titan и iBuyPower, в 2014 году стоили по 10‒20 рублей и выпадали из всего подряд, а сейчас за один такой стикер можно заплатить от миллиона рублей и больше