Помутнение интернета

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
8 декабря 2025, 06:00
№50

По мнению экспертов, России в ближайшее время грозит замедление интернета из-за износа ключевых оптоволоконных сетей. Операторы связи отрицают возможность коллапса, но признают сложности с производством стратегически важных кабелей на территории страны

МИХАИЛ ДЖАПАРИДЗЕ/ТАСС
После 20 лет использования элементы оптоволоконного кабеля могут «мутнеть», снижая скорость передачи данных, однако специалисты говорят, что при нормальных условиях эксплуатации срок работы таких линий значительно увеличивается
Читайте Monocle.ru в

Примерно 50–70% магистральных волоконно-оптических линий связи в России уже в этом году потребуется срочная замена — об этом на конференции «Пиринговый форум — 2025» заявили представители компании «Атлас», которая занимается развитием телеком-инфраструктуры. По данным аналитиков J’son & Partners Consulting, гарантийный срок службы существенной части магистральных оптоволоконных линий по направлению «Запад — Восток» составляет около 20 лет. По его истечении у сетей начинается так называемое помутнение, когда из-за ухудшения свойств оптического волок на снижается пропускная способность кабелей. В результате скорость работы интернета в стране может упасть.

На старых запасах

Волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) — основа передачи цифровой информации в Сети во всем мире, в том числе в России. Кабели соединяют так называемые точки обмена данными (IXP), где происходит обработка информации и обмен интернет-трафиком. Самые значимые IXP расположены в крупных российских городах: Москве, Санкт Петербурге, Новосибирске, Хабаровске. Данные по ВОЛС передаются с помощью световых волн. Кабель содержит одну или множество тонких стеклянных нитей (оптических волокон) в защитной оболочке, по ним лазерные импульсы переносят цифровую информацию с минимальными потерями.

Еще в середине ХХ века ученые обнаружили, что с помощью света можно быстро пересылать значимые объемы информации на большие расстояния. Построенные на этом принципе оптические телефонные каналы появились в конце 1970-х в США и других странах, в СССР первая оптическая линия связи была запущена в 1977 году в Зеленограде. В 1990-е, с появлением интернета, требующего передачи все возрастающего объема данных, темпы развития ВОЛС заметно ускорились. Оптоволокно стало доминировать в инфраструктуре связи, вытеснив архаичные медные ка бели. В России всплеск строительства ВОЛС пришелся на начало 2000-х. В 1999 году «Ростелеком» завершил прокладку линии Москва — Хабаровск протяженностью 9400 километров, а в 2001-м «Транстелеком» запустил масштабную ВОЛС «Запад — Восток» длиной 45 тыс. километров. Но сейчас, по мнению ряда специалистов, эти сети близки к исчерпанию своего ресурса.

«Оптоволокну свойственно с годами мутнеть. Чем больше оно мутнеет, тем больше в нем потери мощности сигнала, больше рассеяние. Постепенно пропуск ная способность волокна снижается, ограничивая доступные скорости пере дачи данных», — предупреждает в своем телеграм-канале независимый аналитик Алексей Бойко.

J’son & Partners Consulting оценивает протяженность ключевых магистральных ВОЛС в России в 700 тыс. километров. Из них более половины — порядка 400 тыс. — это кабели, которые служат уже 20–25 лет. В частности, по данным аналитической компании, гарантийный срок в этом году истекает более чем у 70% линий по направлению Москва — Нижний Новгород, у 65% линий Нижний Новгород — Казань, у 60% ВОЛС Казань — Екатеринбург и Тюмень — Новосибирск. «Данные об износе оптоволокна в РФ соответствуют действительности, это серьезная проблема, — соглашается с оценками экспертов Николай Барков, генеральный директор ИТ-компании LanSecurity. — Физический износ оборудования неизбежно ведет к снижению надежности сетей и потенциальному замедлению скорости интернета».

«Наша оценка доступности и загрузки существующих магистральных сетей близка к указанным цифрам, — отмечает Станислав Шестов, менеджер по техническим решениям ГК Softline. — По мимо исчерпания срока гарантийного использования магистрального оборудования есть и другая проблема: линии, построенные на оборудовании производителей, ушедших с российского рынка, имеют технические ограничения по наращиванию количества оптических каналов даже при наличии свободной канальной емкости».

Коллапса не будет

Заявления об изношенности ключевых оптоволоконных сетей вызвали резонанс как среди специалистов, так и среди рядовых пользователей: люди беспокоятся, смогут ли приходящие в негодность сети связи справляться с передачей данных, объем которых продолжает стремительно расти. По статистике Минцифры, толь ко за 2024 год интернет-трафик в России увеличился на 24%, до 188 эксабайт. Для сравнения: в 2012 году этот показатель был почти в 17 раз ниже — на уровне 11,1 эксабайт (см. график 1).

Операторы связи и ряд специалистов призывают не поднимать панику, заявляя о запасе прочности отечественной телеком-инфраструктуры. Во-первых, по мнению экспертов, не стоит ограничивать срок службы современных ВОЛС 20–25 годами: пока ни в России, ни в мире примеров стремительной деградации оптоволоконных сетей по истечении этого времени нет. Более того, некоторые исследователи утверждают, что оптоволоконные сети способны работать 45 лет и более. Ключевое значение тут имеют условия эксплуатации: если оптический кабель защищен от химического и механического воздействия, перепадов температур, влаги и проч., он сможет про служить существенно дольше 25 лет.

Во-вторых, российские оптоволоконные сети не такие уж и древние. В стране постоянно прокладываются новые ВОЛС — при необходимости они смогут дублировать старые сети, снижая риски последствий их выхода из строя. Если рассматривать не только магистральные ВОЛС, но все линии в целом, то, по подсчетам ComNews Research, на конец 2024 года их общая протяженность составляла около 1,5 млн километров. Самые значимые сети принадлежат компаниям «Ростелеком» (500 тыс. километров), МТС (281 тыс.), «Вымпелком» (190 тыс.), «Мегафон» (146 тыс.), «ЭР-Телеком» (96 тыс.) и «ТрансТелеКом» (78 тыс.).

Опрошенные «Моноклем» операторы связи считают, что окончание официального срока службы у части сетей не является критичной проблемой. «Волоконно-оптические кабели про должают эффективно использоваться и после истечения гарантийного срока: ресурс волокон существенно выше формальных предельных значений, — объясняют в пресс-службе “Мегафона”. — Важна не длительность работы, а техническое состояние линий. Мы регулярно проводим диагностику и мониторинг всего магистрального контура. Это позволяет своевременно выявлять участки, требующие вмешательства, и при необходимости выполнять точечную замену без влияния на клиентов».

О надежности оптоволоконных линий говорят и в МТС: «Наша компания модернизирует и расширяет транспортную сеть, при необходимости проводит капитальный ремонт кабелей. Риски дефицита пропускной способности оптических волокон минимизируются переходом на более высокие канальные скорости, использованием дополнительных волокон в существующих трассах и новых маршрутов ВОЛС». Представители компании утверждают, что для экономии ресурсов на магистральных сетях применяются приемы разделения маршрутов пропуска трафика, а при необходимости строятся такие дополнительные объекты инфраструктуры, как центры обработки данных (ЦОД). «Наша компания строит собственные ЦОД для замыкания объемов трафика на уровне регионов для более оптимального использования загруженных участков магистральных сетей», — поясняют в пресс-службе МТС.

С растущим интернет-трафиком операторам связи помогают справляться и новые технологии, позволяющие увеличить пропускную способность существующих линий за счет передачи по оптоволокну световых сигналов разной длины (так называемое плотное мультиплексирование, или DWDM). «У нас уже развернуты DWDM-системы на 16 терабит в секунду, этого запаса емкости достаточно для покрытия текущей и перспективной нагрузки. При дальнейшем увеличении трафика мы готовы к апгрейду оборудования», — заверяют представители «Мегафона».

Независимые специалисты также не разделяют опасения, что интернет может замедлиться уже завтра. «В реальности слухи о деградации российских ВОЛС сильно преувеличены, — отмечают в своем телеграм-канале эксперты информационно-аналитического агентства Content Review. — Действительно, существует несколько магистральных каналов, построенных еще на стыке веков. Сам факт их существования вовсе не означает, что они не модернизировались и начнут “тускнеть”. Все же важность и критичность телеком-инфраструктуры начали понимать сильно раньше».

Саранское предприятие ОВС первым в России намерено перейти на производство полного цикла оптоволокна, построив завод по выпуску преформ. Инвестиции в проект оцениваются в 10–20 млрд рублей

Впрочем, даже если в ближайшее время коллапса магистральных сетей в России не предвидится, в будущем их все равно придется обновлять. А учитывая ограниченный инвестиционный ресурс операторов связи, с этим могут быть трудности. «По моим оценкам, у нас есть примерно пять-шесть лет в запасе, за это время нужно придумать, как именно обновлять ВОЛС, менять кабели на новые с лучшими характеристиками, пропускной способностью, — пишет в своем телеграм-канале Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group. — Катастрофы в данный момент нет, но на горизонте маячат массовые сбои таких линий, они работают уже близко к пределу своих возможностей. Большую стройку нужно начинать в 2027–2028 годах, иначе будет поздно».

Кабель стратегического значения

Вместе с нарастающими проблемами модернизации и строительства новых сетей специалисты указывают и на необходимость развития производства оптоволоконных кабелей. Они широко используются не только в телеком-отрасли, но и при обслуживании промышленных предприятий (датчики для умных сетей) и дата-центров, для развития систем без опасности и в других важных областях, включая военную сферу.

После начала СВО спрос на кабели в РФ сначала резко упал, но в последние два года стал постепенно восстанавливаться. По данным аналитической компании SRG, если в 2021 году в стране было зафиксировано потребление около 4,8 млн километров оптического волок на в кабеле, то в 2022-м этот показатель рухнул более чем на четверть, до 3,3 млн. Но в 2023 году рынок взлетел до отметки 4,3 млн, а в 2024-м незначительно снизился — до 4,1 млн (см. график 2).

Ключевым производителем оптоволоконных кабелей в России является саранское предприятие «Оптиковолоконные системы» (ОВС), которое было запущено в 2015 году при участии «Роснано» и Газ промбанка. Выступая на конференции TransNet-2025 весной этого года, генеральный директор компании Андрей Николаев рассказал, что до начала СВО доля наших фирм на внутреннем рынке телекоммуникационных оптоволоконных кабелей составляла 30%. Почти вся остальная продукция ввозилась из-за рубежа — прежде всего из США и Японии (основные импортеры — Coming, Furikawa, Sumimoto); на долю оптоволокна из Китая (от ZTT, YOFC, Hengtong) приходилось не более 8%. Однако после введения санкций американские и японские компании ушли с российского рынка, а китайские поставщики не только полностью заняли их нишу, но и начали теснить нашу продукцию. По подсчетам Андрея Николаева, ее доля сейчас сократилась до 25%, китайцы же занимают 75% и продолжают наращивать свое присутствие.

Гендиректор ОВС считает, что пред приятия из КНР способны предлагать более доступные цены по двум причинам. Во-первых, их поддерживает правительство Китая, а во-вторых, рентабельность выпуска оптоволокна там обеспечивает огромный внутренний рынок, который оценивается на уровне 350–400 млн километров волокна в год — примерно в 100 раз больше, чем в России. Са ранцы призывают регулятора усилить меры защиты от азиатского демпинга. «Чтобы российское производство было перспективным, ему нужно помочь, и эта помощь должна быть системной, с участием государства, операторов, инвесторов, — соглашается Николай Бар ков. — Заводы нуждаются в обновлении оборудования, а рынки — в защите; без такой поддержки китайская экспансия продолжится, что увеличит риски технологической зависимости и снижения качества связи».

В ближайшее время «Оптиковолоконные системы» планируют углубить локализацию производства кабелей. До сих пор для их изготовления использовалось импортное сырье — так называемые пре формы, из которых вытягивается оптоволокно. По словам главы ОВС, в России скоро появится собственный завод по выпуску преформ, инвестиции в проект оцениваются в 10–20 млрд рублей.

Локализация проводится в соответствии с принятой в 2023 году правительством Стратегией развития отрасли связи, в которой говорится о создании в РФ «полного технологического цикла производства всех типов оптического волокна, включая изготовление преформ для вы тяжки оптоволокна для магистральных наземных и подводных линий связи» к 2030 году.

Власти пытаются поддерживать отечественных производителей оптоволоконных кабелей с помощью обязательных закупок этой продукции для значимых строек ВОЛС, которые идут с участием госкорпораций. По разным оценкам, в течение ближайших двух лет в РФ будут проложены десятки тысяч километров новых оптоволоконных линий связи. В частности, в Якутии в 2026 году начнется строительство линии связи «Синергия Арктики» протяженностью 7000 километров. Масштабным новым проектом ВОЛС в России станет и подводная линия связи «Полярный экспресс» длиной 12,6 тыс. километров — первые кабели зало жили в 2021 году в Териберке (Мурманская область), а к 2027-му сеть достигнет поселка Тикси в Якутии. Наконец, в 2020 году «Ростелеком» приступил к прокладке магистральной волоконно-оптической линии связи TEA Next общей протяженностью около 11 тыс. километров — она соединит западные и восточные границы России с привязками к крупнейшим городам страны, а также к границам с Монголией и Китаем. Уже построено не сколько участков ВОЛС, завершить работы планируется в 2026 году.