Завершив первичную индустриализацию в 50‒60-х годах прошлого века при активном содействии СССР, Индия в дальнейшем не сумела развить успех, увеличив отставание от Запада и рванувшего вперед в промышленно-инновационной гонке Китая. Пришлось срочно наверстывать упущенное. По большому счету Индия взяла курс на достижение технологического суверенитета почти на десятилетие раньше России.
Хотя по ряду формальных показателей выполнение программы MII отстает от кабинетного графика, ряда серьезных результатов страна уже достигла. Индия стала вторым в мире после Китая производителем мобильных телефонов: 200 сборочных заводов по всей стране, экспорт телефонных аппаратов в прошлом году — почти 22 млрд долларов, сегодня это вторая крупнейшая статья индийского экспорта. Дышит в затылок мобильникам в экспортном рейтинге Индии фармацевтическая отрасль: поставки лекарств составили 20,6 млрд долларов. Крупная экспортная отрасль — автопром (14,3 млрд долларов, причем больше половины приходится на автокомплектующие).
Среди важнейших достижений Индии в части локализации высокотехнологичной продукции преобладают кейсы из оборонки — приобретение лицензии и налаживание производства у себя в стране российских истребителей Су-30 МКИ, американских боевых вертолетов AH-64 Apache, совместное с израильской Elbit Systems производство БПЛА. При этом разработка оригинальных боевых самолетов Индии дается очень непросто: так, от начала разработки до принятия на вооружение собственного истребителя 4-го поколения Tejas прошло почти тридцать лет (1983‒2012), и это при том, что двигатель у машины американский.
Серьезным преимуществом России как партнера Индии по военно-техническому сотрудничеству является готовность поставлять южноазиатскому гиганту новейшие образцы вооружений, включая истребители 5-го поколения Су-57Э и комплексы ПВО С-500 «Панцирь». В западных СМИ прошла утечка о переговорах по передаче Россией Индии в аренду ударной атомной подводной лодки. Интересно будет узнать детали объявленного полтора месяца назад соглашения о сборке в Индии гражданских «Суперджетов». При этом российская сторона не обусловливает переговорную позицию какими-то требованиями к Индии в отношении третьих стран, уважая и разделяя глубокую приверженность страны истинной многополярности.
Индийскому курсу «стратегической автономности», наивно трактуемому на Западе как проявление внешнеполитической нерешительности, весьма соответствуют нынешние мягкие форматы институтов глобального Юга — БРИКС и ШОС, в которых Индия играет заметную роль. Хотя Индия с некоторой настороженностью воспринимает тесное сотрудничество России с Китаем, своим восточноазиатским соседом-конкурентом, это не мешает двусторонним контактам в этом треугольнике (кстати, товарооборот Индии с Китаем вдвое больше, чем с Россией). Более того, по ряду высокотехнологичных направлений, в частности по микроэлектронике, Россия может выступить локомотивом и интегратором ряда перспективных трехсторонних проектов. Об одном из них мы вскоре расскажем на страницах «Монокля».
Как подчеркивают индийские дипломаты, сила Индии в том, что она не стремится к доминированию в мире, но пытается изменить его так, чтобы исключить чье-либо доминирование. Уйти от противоборства супердержав к сложному концерту равноправных наций. Эта геополитическая философия не чужда и России, что дает нам возможность объединить усилия.