Две Анны Каренины — два разных мира

Анна Чепурнова
15 декабря 2025, 06:00
№51

Даже если вы не любите «Анну Каренину», на одну из этих ее свежих театральных версий стоит сходить

АЛЕКСАНДР ЩЕРБАК/ТАСС
Андрей Прикотенко
Читайте Monocle.ru в

Два известных режиссера почти одновременно выпустили премьеры по мотивам «Анны Карениной» Льва Толстого.

Художественный руководитель новосибирского театра «Красный факел», обладатель «Золотой маски» Андрей Прикотенко дебютировал в Малом театре, а очень востребованный Данил Чащин поставил спектакль в рамках проекта театрального агентства «Арт-Партнер ХХI» Леонида Робермана. Постановки вышли настолько же непохожими друг на друга, насколько несхожи старейший академический театр Москвы и антреприза.

Андрей Прикотенко обращается к «Анне Карениной» не впервые. Предыдущий его спектакль в новосибирском театре «Старый дом» отличался радикальной трактовкой, а сейчас режиссер создал версию, максимально приближенную к роману. Главное в постановке — тема семьи.

Распадающийся брак тем тяжелее для Карениных, что они здесь изначально близкие люди, хорошо понимающие друг друга. Муж Анны (Виктор Низовой), не совсем по книге, чувствительный, заботливый и обожает супругу. Она (Полина Долинская) это ценит. Анна выглядит уже немало пережившей, но очень нежной и женственной. Свое внезапное большое чувство к Вронскому героиня осознает как беду, способную разрушить столь уютный домашний мир. На то, что именно в нем главное, намекает место действия: детская площадка и идиллическая детская комната: с деревянными лошадками и подарочными коробками.

В этом пространстве органично смотрится и Сережа, и то и дело выбегающая на сцену яркая стайка маленьких отпрысков Долли. Когда они встают рядом с родителями, тетей Китти и бабушкой с дедушкой — старшими князьями Щербацкими (Александр Титоренко и Светлана Аманова), перед нами словно живое воплощение большой счастливой семьи. Глядишь на них, и становится понятно, чего именно лишились Каренины и почему так больно каждому из них. Невинность ребятни противопоставляется мучительной греховной страсти Вронского (Нил Кропалов) и Анны. Интересно, что среди юных актеров — два внука Юрия Соломина (Федя и Юра Юдаевы), тезка своего дедушки Эдик Марцевич и сыновья исполнителя роли Каренина Виктора Низового Паша и Леша.

Дети вырезают снежинки, из которых в этом очень красивом спектакле (художник Ольга Шаишмелашвили) закручивается вьюга. Снег словно отдельное действующее лицо. Он романтично вьется в луче света во время знакомства Анны и Вронского. Но иногда вдруг падает плотной стеной, символизируя что-то роковое и неотвратимое, сбивающее с верного пути. Не всем удается снова его найти. Ранимая Анна в финале в порыве отчаяния просто выбегает в метель и бесследно растворяется в ней.

Но все-таки здесь есть место не только трагедии, но и гармонии. Исследуя тему брака, режиссер показывает, как, пока рушится одна семья, другая, семья Стивы и Долли (Наталья Калинина и Глеб Подгородинский), минует кризис, а третья, Кити и Левина (Елизавета Долбникова и Михаил Мартьянов), только зарождается. Этот круговорот и составляет суть жизни.

Если спектакль Прикотенко — обстоятельная семейная драма на три с половиной часа, то постановка Данила Чащина, вдвое более короткая по времени, — стремительно развивающийся психологический триллер. Он начинается с мучений Анны во время рождения дочери, и все дальнейшее напоминает лихорадочное видение главной героини.

Действие разворачивается в поезде, в котором Вронский и Кити едут играть свадьбу, а Каренины — праздновать день рождения Сережи в теплой стране. Вроде бы радостный повод, но на душе очень молодо выглядящей главной героини (Анастасия Уколова, в другом составе — Ангелина Стречина) неспокойно: ее тревожит видение потерявшейся девочки. Это миловидное создание в исполнении юной актрисы — фигура зловещая, то и дело возникающая как олицетворение несчастья.

Скучный и требующий от жены жить по его правилам супруг (его в очередь играют Виталий Коваленко и Дмитрий Лысенков) вызывает у Анны отвращение. Встреча в вагоне с Вронским (Антон Филипенко / Дмитрий Чеботарев) и мгновенная влюбленность представляются ей возможностью выбраться из нестерпимой, удушающей семейной рутины.

Самому герою романа, представителю «золоченой молодежи», кажется, Кити досталась слишком легко. У него загораются глаза при виде Анны как новой вершины, которую можно покорить. Но когда Вронскому это удается, интерес к женщине заметно ослабевает.

Действие, как и поезд, лишившийся тормозов, летит к ожидаемо трагическому финалу. Порывы ветра из окон колышут белые занавески, вьюга над вагоном кружится зло и стремительно (сценограф Максим Обрезков). Костюмы Анны и Вронского, придуманные Викторией Севрюковой, не случайно выглядят слегка крикливо. От дерзкой страсти двух героев плохо всем. Маленький Сережа постоянно слышит, как родители ругаются. Брошенная Кити (Полина Денисова / Полина Гухман) режет себя и заворачивается в мусорный мешок из-под писем Левина. Их ей приносит яркая проводница Лидия (Анастасия Светлова), пытающаяся очаровать Каренина. Сам он, стиснув зубы, ждет своей станции, чтобы сойти всей семьей и забыть купейные переживания как страшный сон. Но этот герой в постановке, которую показывают на сцене Государственного академического Малого театра, обречен точно так же, как и все остальные.