«Либо мы сделаем это, либо нас сомнут»

Евгений Огородников
редактор отдела рейтинги «Монокль»
15 декабря 2025, 00:00
№51

Выдающаяся черта российского президента Владимира Путина — умение переворачивать шахматную доску в самый неожиданный момент.

Читайте Monocle.ru в

Так, на прошлой неделе он поручил немедленно начать реализацию программы структурной перестройки экономики, рассчитанной до 2030 года. «Нужно наращивать экспорт сложной, высокотехнологичной продукции: технологии, оборудование, софт. В импорте — смещать фокус на высокие технологии, не имеющие пока аналогов в России, или простые товары, требующие много низкоквалифицированного труда», — заявил российский лидер в ходе заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.

Казалось бы, ведь еще вчера приоритетной задачей российской экономики было устоять перед санкциями, найти сбыт на несложный экспорт российского нефтегаза, наладить производство необходимой для фронта продукции. И тут резкий поворот. Фокус президента резко сместился на динамичное развитие гражданской экономики, наращивание высоких переделов и высокотехнологичный экспорт. То есть для верховного главнокомандующего санкции и противостояние с Западом отходят на второй план, и он ставит перед страной (и правительством) новые задачи.

Конечно, в последние годы мы получили мощный стимул развития внутренней обработки, в том числе высоких переделов. Но танк, ракету, систему ПВО и т. д., какими бы хорошими они ни были, не применишь в быту.

В то же время СВО и санкции не прошли бесследно для многих отраслей обработки, нацеленных на мирную жизнь. Где-то отечественный бизнес вздохнул с облегчением из-за ухода иностранцев (в основном в пищевой промышленности и в производстве одежды). Но часть отраслей, особенно завязанных на международную кооперацию (автомобилестроение, коммерческое судостроение, авиастроение, бытовая техника), испытали настоящий шок.

Да, за четыре года менеджмент многих предприятий, например в гражданском авиапроме, проявил героизм, буквально заместив весь импорт и выстроив новые цепочки производств. Ни в одной другой стране мира собрать гражданский самолет только силами национальной промышленности ранее не удавалось. Например, тот же Boeing 737 — продукт кооперации предприятий двух десятков стран, в том числе и России.

Но чудо произошло не везде. В том же автомобилестроении убежавшие европейские, японские и корейские автопроизводители реально натворили бед. Без малого два десятилетия отечественный автопром интегрировался в глобальную школу. Ключи от наших крупнейших автозаводов были в руках мировых автогигантов.

В одночасье хлопнув дверью, они мало того, что остановили свои производства — они еще и чуть не убили остатки российского автопрома: АвтоВАЗ, ГАЗ, «Москвич», «Соллерс». Заводы до сих пор не могут оправиться от развалившихся в момент цепочек поставок компонентов.

Возникшей паузой воспользовались китайцы. На российский рынок, как нож в масло, зашли китайские автопроизводители. Местами просто поменяв вывески на уже выстроенных дилерских сетях и станциях техобслуживания.

Если посмотреть отчетность китайских поставщиков автомобилей (тех, кто везет автомобили напрямую, без серых схем ЕАЭС) за 2023–2024 годы, то в год китайский автопром реализует продукции на нашем рынке на сумму около 2 трлн рублей, не прикрутив ни одного болта в России. Для понимания разрыва: продажи АвтоВАЗа — в пределах 300 млрд рублей в год, группы ГАЗ — около 130 млрд рублей.

Конечно, введенный правительством утильсбор на иномарки подморозит поставки китайского автопрома в Россию, но кардинально ситуацию с отечественной автомобильной промышленностью не улучшит. Нам нужно восстанавливать производства автомобильных компонентов, когда-то разрушенные в угоду европейским автогигантам. А для этого необходимы кадры, станки и оборудование. Но станки сегодня теоретически можно купить опять-таки прежде всего в Китае.

И в этот момент китайцы начинают играть в игру «тут вижу, тут не вижу». Для поставок автомобилей в Россию они санкций не видят, а вот для поставок высокотехнологичных станков — видят. Отечественное станкостроение тоже далеко не в лучшей форме и тоже плотно зависит от запчастей из стран Европы, Японии и Китая. Массово заместить весь широкий спектр оборудования, необходимого для качественного скачка того же автопрома, оно не может.

Автомобилестроение лишь один, просто очень яркий пример того, какую огромную работу предстоит сделать в России, чтобы исполнить указ президента. Аналогичные драмы случились и в коммерческом судостроении: ССК «Звезда» кооперировался с корейскими судовыми верфями, и в результате санкций завод влетел в острый операционный кризис. Другая извечная проблема отрасли — у нас нет отечественного низкооборотного судового двигателя: после утраты Брянского машзавода предприятий, способных выпускать такое оборудование, в России не осталось.

Схожий кризис в энергетическом машиностроении: «Силмаш», выпускавший индустриальные турбины, работал с Siemens, РЭП Холдинг — с GE и т. д. А ведь еще есть отрасль микроэлектроники, хотелось бы подтянуть космическое машиностроение, производство спецтехники, оборудование для химической промышленности…

Иначе говоря, в России практически полностью утрачена отрасль производства средств производства, в советской классификации — группа А: ключевая группа предприятий любой самодостаточной экономики.

Работа предстоит огромная. Но тут нужно вспомнить прошлый опыт: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние за 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут», — сказал Иосиф Сталин в 1931 году. И мы смогли. Сегодня у России нет другого выбора, кроме как повторить опыт вековой давности. Маски давно сброшены: у России нет друзей, и, чтобы сохранить самих себя, предстоит преодолеть эту дорогу.