Впервые в истории на Северном морском пути работают одновременно восемь атомных ледоколов, сообщил на прошлой неделе журналистам глава «Росатома» Алексей Лихачев.
Добавив, что один из них, ледокол «Ямал» под командованием женщины-капитана Марины Старовойтовой, взял первое судно под проводку. Еще четыре судна, включая исполинский «Лидер» на верфи «Звезда», находятся в стадии строительства — месяц назад Лихачев участвовал в закладке атомного ледокола «Сталинград» на стапеле Балтийского завода в Санкт-Петербурге.
Тринадцать лет назад, когда Балтзавод получил заказ на изготовление первого ледокола нового проекта 22220, предприятие, как и большинство его смежников, находилось в разобранном состоянии. Последний ледокол советского проекта, «50 лет Победы», заложенный здесь в 1989-м, строился в общей сложности — с перерывами на тотальное безденежье 90-х — 18 лет. Компетенции и квалифицированный персонал были практически растеряны. Меньше чем за полтора десятка лет — а это краткий срок для такой науко- и капиталоемкой отрасли, как судостроение, — удалось возродить завод и поставить на поток производство не имеющих сегодня аналогов в мире ледокольных судов. Причем с высочайшим уровнем локализации — до 95%.
Санкции дали толчок к освоению специальных судов арктического класса, опыта в создании которых, в отличие от ледоколов, ни Советский Союз, ни постсоветская Россия в принципе не имели, — это танкеры ледового класса для перевозки СПГ. Сегодня проектируются не только оригинальные отечественные конвенциональные надводные газовозы, но и уникальное судно — атомный подводный газовоз с неограниченной дальностью плавания, принципиально независимый от ледовой обстановки. Этот радикальный ответ природе и странам-санкционерам позволит достичь абсолютной логистической независимости в разработке арктических газовых ресурсов.
Не снимается с повестки дня и вопрос развития российского полярного морского пути как международной транзитной трассы. В моменте здесь достижения скорее символические. Осенью по северному маршруту прошел первый с начала СВО и санкционной войны контейнерный рейс из Китая в Британию. А российская частная судоходная компания «Аврора Лайн» раскатывает северную линию между Санкт-Петербургом и Шанхаем. Совокупные объемы неуглеводородных перевозок по СМП/ТТК составляют порядка миллиона тонн — на три порядка меньше, чем через Суэцкий канал. Однако, по мнению севморэнтузиастов, в исторической перспективе шансы у полярного морского пути есть — правда, лишь в том случае, если мы сможем адекватно ответить на вызовы, которые ставит перед нами его обустройство.

