Процесс дедолларизации может получить новое подспорье — разработанный в российском Международном научно-исследовательском институте проблем управления Unit, рабочий прототип валюты для проведения торговых операций в рамках БРИКС.
В чем суть? Unit — это расчетный токен на базе блокчейн-сети Cardano. По сообщениям разработчиков, он обеспечен резервной корзиной, на 40% состоящей из физического золота и на 60% — из национальных валют стран БРИКС. Но станет ли он настоящим «убийцей» доллара, сказать пока трудно. На вопрос «Монокля» о причинах выбора именно блокчейна Cardano (который не имеет российских корней, а создан компанией Input Output Hong Kong и Чарльзом Хоскинсоном, бывшим соучредителем BitShares и Ethereum) и о деталях самого проекта в институте не ответили. О планируемом запуске токена было известно несколько месяцев назад, но с тех пор деталей тоже не добавилось.
«BRICS Unit — это не попытка заменить доллар как глобальную валюту, а скорее еще один способ лишить его статуса безальтернативной расчетной инфраструктуры. А это принципиально разные задачи, — объясняет портфельный управляющий Astero Falcon Алена Николаева. — Мы говорим не о вопросе ликвидности, а прежде всего о том, как снизить системный риск для стран, которые больше не считают доллар политически нейтральным». По словам эксперта, новый токен не заменяет ключевые преимущества доллара: глубину и ликвидность рынков капитала, а также не пытается подорвать роль США как эмитента глобального безрискового актива. Да и стать резервной валютой он не сможет, так как изначально создан под другие задачи.
Почему новый токен частично привязан к золоту? Как указывает World Gold Council, центробанки активно пополняют запасы золота. В частности, только в октябре они закупили 53 тонны желтого металла, на 36% больше, чем в сентябре. Из них 16 тонн приобрел ЦБ Бразилии, увеличив свои запасы более чем до 145 тонн. Еще один ключевой член БРИКС, Китай, купил в резервы чуть больше тонны, однако для него это история многолетняя и постоянная: если в конце прошлого года в резервах КНР находилось 2,235 тыс. тонн, то к концу третьего квартала текущего года уже 2,303 тыс. тонн. Приобретает золото и Индия: объем в ее запасах на конец 2024 года и третьего квартала 2025-го — 876 и 880 тонн соответственно. Уже сейчас видно, что золото не только используется как инструмент защиты от геополитической турбулентности, но и возвращает свои позиции как металл внешнего обмена. И неудивительно, что электронные средства платежа берут его за базу.

