В топливно-энергетическом комплексе цифровые решения импортозамещаются довольно активно. «Девяносто процентов цифрового бюджета энергетические компании тратят исключительно на отечественные решения. В атомной отрасли импортозамещение составляет 85 процентов. Единая энергосистема страны обладает значительным запасом прочности даже в гипотетических стресс-сценариях», — заверил аудиторию Международного энергетического форума Energy Space замминистра энергетики Эдуард Шереметцев.
Несмотря на достигнутый прогресс, регуляторы запускают все новые механизмы, чтобы ускорить переход на российское оборудование. Так, Минэнерго продвигает идею заключения так называемых офсетных контрактов между поставщиками и потребителями техники, а Минпромторг грозится с 2026 года прекратить прямое субсидирование производителей, заменив его льготными займами.
Спешка объяснима: необходимость обеспечения технологического суверенитета закреплена на законодательном уровне. Президентским указом № 166 запрещено использование иностранного программного обеспечения на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ) в ключевых отраслях: энергетике, химической и металлургической промышленности, на транспорте. А в постановлении правительства № 1912 определен порядок внедрения преимущественно российских доверенных программно-аппаратных комплексов (ПАК). Согласно этому документу, госкомпании и органы власти с 1 января 2025 года не могут устанавливать иностранное ПО на своих объектах КИИ. На всех прочих объектах КИИ нельзя применять программное обеспечение из недружественных стран. В энергетике полностью перевести объекты КИИ на отечественные ПАК необходимо до 2030 года.

