Театр

13 марта 2017, 00:00

До, после и во время жизни в искусстве

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР» 079_rusrep_02_1.jpg
Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»
Вы приходите в особняк Нового пространства Театра наций, и вам тут же предлагают выбор: сразу отправиться в путешествие или подкрепиться пирогом. После или вместо пирога вы поднимаетесь на второй этаж. Там вас ждут стол с чаем и несколько деревянных боксов-комнат: надо решить, в какую вы отправитесь. За дверью окажется Нина Валентиновна, или Нина Ивановна, или Майя Сергеевна. Может рассказать о том, как в метро мальчик напротив вдруг узнал в ней, тогда еще юной девушке, вчерашнего Пятачка. Или как в сказке про двенадцать месяцев впервые играла Настеньку — да так, что коллеги-Месяцы после спектакля ее качали и обнимали.

Нина Ивановна, или Майя Сергеевна, или Леонид Терентьевич, скорее всего, будут младше вас. Пожилых актеров, подопечных фонда ветеранов сцены «Артист», играют второкурсники мас­терской Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ. К типичному для будущих актеров заданию — наблюдению за героем — в мастерской Брусникина подошли нетипично. Начинающие путь на сцене отправились добывать вербатимы у тех, кто этот путь уже завершил. Для озвучивания этих диа­ло­гов-монологов, которые собрал в пьесу драматург Михаил Дурненков, художница Ксения Перетрухина выстроила деревянные боксы. Когда эти боксы-комнатки заполняются зрителями, на ум приходят посиделки на шестиметровых хрущевских кухоньках. Тем более что между посещением боксов зритель может выпить чаю и поболтать с другими зрителями или услышать чеховскую «Чайку», которую кто-то рядом будет негромко читать. И чай, и «Чайка» вдруг окажутся частью спектакля, идущего на самом деле не только в маленьких комнатках.

Оставшись не просто без четвертой стены, но и на расстоянии меньше вытянутой руки, студенты демонстрируют зрителям мастерство высокого класса. Прикасаясь к образам своих героев с помощью текста, актеры одновременно становятся ими и остаются собой, уже пережившими сложный и для себя, и для героя опыт начала и финала пути.

В финале эти ребята выйдут с портретами своих героев. И зритель будет аплодировать всем: и юным, и пожилым.

До и после

Москва, Новое пространство Театра наций

Режиссер — Дмитрий Брусникин

 079_rusrep_02_2.jpg

Амфитрион

Москва, Мастерская Петра Фоменко

Режиссер — Кристоф Рок

14, 22 марта

 079_rusrep_02_3.jpg
Первая работа, которую поставил в театре не просто приглашенный режиссер, а еще и режиссер-иностра­нец. Кристоф Рок превращает пьесу римского драматурга Плавта о рождении Геракла не в уморительную комедию об адюльтере (как часто предлагали его предшественники), а в разговор о границах свободы и иерархии власти. Впрочем, даже если вам совсем не хочется думать об античных сюжетах, «Амфитрион» — прекрасная возможность увидеть в одном спектакле Полину и Ксению Кутеповых.

Мастер и Маргарита

Москва, Студия театрального искусства

Режиссер — Сергей Женовач

18, 21 марта

 079_rusrep_02_4.jpg
Еще в молодости, в Краснодарском молодежном театре Сергей Женовач выпустил спектакль «Сын красавицы Пилы» по библейским главам романа: постановка шла на крыше, начиналась в сумерках, а заканчивалась в темноте. В этот раз в работе с «Мас­тером и Маргаритой» Сергей Женовач использовал черновики и варианты редакций романа, а жанр спектакля назвал шизофренией в двух частях. «Изначально нам не хотелось идти по пути иллюстрирования сюжета — хотелось вникнуть в замысел романа и выдумать свою сценическую реальность», — замечает Женовач.

Все кончено

Москва, МТЮЗ

Режиссер — Кама Гинкас

18, 27 марта

 079_rusrep_02_5.jpg
Новый спектакль Камы Гинкаса по пьесе Эдварда Олби играется в фойе МТЮЗа, где почти шепотом зрителям предложат поговорить о том, что все кончается не тогда, когда придет смерть, а когда уйдет любовь. Бескомпромиссный и бесстрашный разговор о вечной оппозиции любви и смерти, который умеет вести только этот режиссер.

Дракон

Москва, МХТ им. А. П. Чехова

Режиссер — Константин Богомолов

15, 21 марта

 079_rusrep_02_6.jpg
Спектакль Богомолова по знаменитому «Дракону» Шварца — не о власти, не о любви, не о деньгах, а о том, что ночь яснее дня, розовый цвет страшнее черного, а безумие — разумный выбор, когда ничего нельзя поделать. Героями этого «Дракона» движет меланхолия, а режиссер пытается в очередной раз вычислить, что бывает с поставленным на голову миром. В помощь — бесчисленное множество цитат и отсылок, Олег Табаков в роли Бургомистра, Павел Табаков — в роли Генриха, а также визуальный ряд от режиссера и медиахудожника Ильи Шагалова как неожиданное дополнение к сценографии Ларисы Ломакиной, постоянного соавтора Богомолова.