Театр программиста, финансиста и критика
Меня зовут Лена, я театральный критик, театр для меня — лучший способ познавать мир, а теперь еще и конструировать свой. Я знаю такое движение: выхожу на сцену Черного зала Центра им. Мейерхольда (главное — не забыть, что я последняя и надо закрыть за собой дверь) и делаю очо, которое освоила, когда училась танго.
На сцене уже танцуют: программист, финансист, режиссер кино, сотрудник департамента транспорта и фотограф по совместительству, всего 13 человек. Мы будем рассказывать о своих днях, об игрушках, которые были у нас в детстве, о том, что мы ели на завтрак и кого любили. А еще падать, есть, ложиться спать и танцевать сольно — так, как будто бы нас никто не видит. Оля — летать под «Похороны» Шнура (в это время зритель узнает, что у Олиной мамы шесть кошек и Оля боится превратиться в тетю с кошками), Родион — стоять под «Перемен» Цоя (выяснится, что у Родиона трое детей и иногда он думает, что здорово, если б иногда их было меньше), а я — пытаться танцевать «Кумпарситу» (без партнера это очень сложно!) под рассказ Родиона про то, как, по нашей семейной легенде, прадед увел из табора прабабку-цыганку.
Придумали все это действо драматург и режиссер Саша Денисова (та самая, которая много лет писала колонки в «РР») и хореограф, участник «Балета Москва» Константин Челкаев. Точнее, сначала они придумывали программу для очередного «Кружка». «Кружки» — это программа ЦИМа, в которой непрофессионалы учатся у профессионалов драматургии, критике, сцендвижению и даже стендапу. Но в этот раз кружок пьесы вдруг трансформировался в кружок «Протокол тела»: Саша и Костя вдохновлялись спектаклем Gala Жерома Беля, где на равных танцуют профессионалы и любители, и работами немцев Rimini Protokoll, превращающими в театр окружающий мир. На занятиях мы, словно на групповой терапии, рассказывали друг другу о травмах и любовях, обнимались, но, главное, — учились слышать свое и чужое тело. Себя и другого.
И вдруг неожиданно выяснилось, что из всего этого у нас получился театр. Тот, о котором зрители вдруг вслед за великим режиссером Питером Бруком сказали — живой. Впрочем, почему неожиданно? Ведь Брук давно говорил, что для возникновения театра достаточно пустого пространства и двух людей. Того, кто в этом пространстве движется, и того, кто на него смотрит. Питер Брук, это работает! Я узнавала.+
«Кружки»
Москва, Центр им. Мейерхольда
27–10 апреля
ГрозаГроза
Режиссер — Евгений Марчелли
28, 29 марта
Худрук Волковского театра в Ярославле Евгений Марчелли ставит «Грозу» — спектакль о том, что соединяет два пола. «Мужчина и женщина — два совершенно разных существа, мы параллельно живем, параллельно мыслим. Соединение мужчины и женщины, двух разнопланетных существ, возникает только в любви, и в любви они совершенно по-разному себя ощущают и живут», — замечает Марчелли. Для того чтобы разобраться с химией человеческих отношений, режиссер делает Бориса и Тихона практически близнецами, отдавая эту роль одному актеру, Павлу Чинареву. Катерину же сыграет Юлия Пересильд, а в ролях Дикого и Кабанихи предстанут звезды ярославской труппы, Виталий Кищенко и Анастасия Светлова, хорошо знакомые зрителям театральных фестивалей.
Дядя Ваня
Санкт-Петербург, Театр Ленсовета
Режиссер — Юрий Бутусов
31 марта, 1 апреля
Режиссер Юрий Бутусов ставил Чехова четыре раза: «Иванова», «Трех сестер» и «Чайку» — в Южной Корее и «Сатириконе». И пока пятичасовая московская «Чайка», в которой все в упоении играют всех, а сам режиссер периодически врывается на сцену, где рвет декорацию спектакля Кости Треплева, танцует и пробует застрелиться, — один из главных хитов Бутусова. Подробностей о «Дяде Ване» пока почти нет, но можно предположить, что все будет экспрессивно, невероятно красиво (художник — постоянный соавтор Юрия Бутусова Александр Шишкин) и под впечатляющий саундтрек. Все, как любят поклонники импрессионистской режиссуры Бутусова.
Море деревьев
Москва, «Гоголь-центр»
Режиссер — Филипп Авдеев
1, 2 апреля
«Море деревьев» Люба Стрижак написала в 2014 году специально для «Гоголь-центра», предложившего драматургам сочинить пьесу мечты. В этой мечте о детстве 14-летняя Лора-Лолли превращается в вождя индейцев, ее ровесник Антон становится гостем из средневековой Франции Антуаном, а двенадцатилетний социопат Ларс — пиратом. Здесь работает программа «Первый ребенок» в космосе, зомби могут встретиться на пути из школы домой, а ковбои дерутся с индейцами во дворе. Кстати, музыку к спектаклю написал солист группы Tesla boy Антон Севидов. Он же сыграл Ниндзя Судьбы.
Розенкранц и Гильденстерн
Санкт-Петербург, ТЮЗ им. Брянцева
Режиссер — Дмитрий Волкострелов
8, 9 апреля
Час двадцать зрители наблюдают за шахматной партией, участники которой так и не сдвинут ни одной фигуры. Оттолкнувшись от абсурдистской пьесы Стоппарда о второстепенных героях шекспировского «Гамлета» и истории матча 1984–1985 года на звание чемпиона мира между Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым, Дмитрий Волкострелов предлагает размышление на тему финала эпохи застоя. А смонтированные Волкостреловым-драматургом в единый поток сообщения советских газет, советские анекдоты и факты вроде расстояния от Москвы до советских городов, перемежаемые сообщениями о длительности каждого светового дня матча, делают физически ощутимыми каждую секунду постановки.