«Гроза» под Шнура
«И только ты рыба моей мечты, только ты — рыба моей мечты», — тоненьким голосом поет под балалайку советская школьница. Так начинается очередная театральная «Гроза». На сей раз на сцене Театра Наций свою версию хрестоматийного текста предложил худрук ярославского Театра им. Волкова Евгений Марчелли. Тут стоит сказать, что за последнюю пару лет на российских сценах — настоящее штормовое предупреждение. «Грозы» гремят в Вахтанговском, в БДТ им. Г. А. Товстоногова, в Камерном театре Воронежа; впрочем, волновой интерес к определенному тексту в определенный момент времени неудивителен для театра: так несколько лет назад массово зацвели «Вишневые сады».
Изначально Марчелли заявлял «Грозу» как исследование того, почему женщину тянет к одному и не тянет к другому. Для чистоты эксперимента режиссер отдал роль Бориса и Тихона, любовника и мужа Кати Кабановой, одному и тому же актеру, Павлу Чинареву. Одного Катерина должна любить, другого — бояться. В итоге же получился спектакль-экспозиция женских порывов. Писать можно о желаниях любой — хоть Кабанихи, хоть служанки Глаши. Ну а Катерина (ее играет Юлия Пересильд) и вовсе та еще валькирия. В первой сцене, когда все герои выходят на прогулку, она — в платке и пальто, и только туфли такие же, как у остальных обитательниц «темного царства»: на огромной прозрачной платформе и каблуке. Кабаниха же (Анастасия Светлова) здесь настоящая звезда в белом блестящем платье в пол — ну какое же тут темное царство? Она любит своего сына как-то совсем не по-матерински... а тут ходит, точнее, не летает, эта — «как птица».
Собственно, вот и собрались две женщины с невыпущенными парами. Кабаниха, правда, будет периодически «залюбливать» приживал и Тихона. А Катерина и впрямь запорхает по сцене в бесконечном беге, демонстративно и дерзко закурит после прощания с Тихоном — так, что вслед закурят Кабаниха и Варвара; как загулявшая кошка кинется на Бориса; в финале представит цветы на своей могилке и прыгнет в зал собирать букеты: «Это же мне?», а потом словно растворится в своем бесконечном финальном беге по кругу. И покажется, что она-то тут, хоть и ненадолго, но все-таки поймала рыбу своей мечты – возможность дать свободу тому женскому, от переизбытка которого – хоть в Волгу, хоть в тиндер.
ПЕТРУШЕВСКАЯ ЧИТАЕТ ПЛЮС АНДАНТЕ
Москва, Центр им. Вс. Мейерхольда Режиссер Федор Павлов-Андреевич 27 мая
На один день позже реального дня рождения Людмила Петрушевская отпразднует день рождения в театре, превратившись в говорящую скульптуру в новой работе собственного сына, режиссера Федора Павлова-Андреевича, и художника Кати Бочавар. Проект «Петрушевская читает» станет продолжением давно придуманного Павловым-Андреевичем «быстрого театра», где на чтение отведено всего-навсего полчаса; правда, впервые читать будет автор. Ну а вторым актом дня рождения Петрушевской станет спектакль «Анданте», в котором нет ни записанного звука, ни реквизита, а вместо декораций — невероятные костюмы, которые актеры носят на себе, словно улитки.
СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР
Москва, МХТ им. А. П. Чехова Режиссер Рената Литвинова 22, 23 мая
«Северный ветер» — тот случай, когда театральную программку стоит купить и непременно сохранить, потому что где еще вы увидите такие строчки: «композитор — Земфира Рамазанова, художник — Георгий Рубчинский». Собственно, остается добавить, что «Северный ветер» — режиссерский и драматургический дебют в театре Ренаты Литвиновой, ставящей, конечно, о смерти и любви. «Это моя первая пьеса, в которой я собрала своих соратников-актеров, музыкантов, х удожников. И все вместе мы сделали спектакль о Севере, Смерти и Любви — каждый о своей», — говорит Литвинова.
ГАРДЕНИЯ
Москва, Театр им. Пушкина Режиссер Семен Серзин 25 мая
На небольшую сцену молодой петербуржский режиссер Семен Серзин выводит четырех красавиц-актрис Театра Пушкина, сочиняя по пьесе польского драматурга Эльжбеты Хованец невероятно тонкий спектакль, в котором каждая роль — бенефисная. Хованец пишет о четырех поколениях польских женщин. Александра Урсуляк играет самую старшую, прабабку, спившуюся, но не потерявшую шарма, Анастасия Лебедева — ее нелюбимую дочь, выросшую в трудягу-скрягу, Эльмира Мирэль — тоже нелюбимую и тоже пьющую дочь и внучку, а Наталья Рева-Рядинская — самую младшую, любимую дочь и правнучку, сумевшую всех простить и устроить свою жизнь, но так и не научившуюся по-настоящему спорить со старшими.
РЕЧЬ
Воронеж, Театр драмы им. Кольцова Режиссер Руслан Маликов 17 мая
Образовательный проект «Арт-Лаборат ории», придуманный Фестивалем-школой современного искусства TERRITORIЯ и компанией «Сибур», выпускает еще один репертуарный спектакль. Работа станет итогом лаборатории документального театра, где студенты театрального факультета Воронежского института искусств под руководством своего мастера, режиссера Руслана Маликова и драматурга Вячеслава Дурненкова займутся исследованием современного русского языка. «Нам кажется, что при помощи слов и суждений мы контролируем ситуацию. Но каждый раз происходит одно и то же: мы тонем в понятийном хаосе, и спасти нас может только чудо — обретение нового языка», — говорит Дурненков об идее спектакля.