Жизнь богемы
Назвать новый фильм Рубена Эстлунда пародией на мир современного искусства — главный соблазн для любого критика. Впрочем, совриск, как и вообще любой эксцесс, в принципе неотличим от пародии на него, поэтому разумней отнестись к «Квадрату» как к чуть гротескному, но точному портрету современности. Главный герой картины — живое ее воплощение. Кристиан, датчанин, живущий в Швеции, — уже немолодой, но прекрасно сохранившийся представитель креативного класса новой Европы, мира, в котором символический и творческий капитал успешно вытеснил старые иерархии и власти. В не такой уж и альтернативной реальности фильма Швеция отказалась от монархического устройства, и в помещении королевского дворца, переименованного в музей современного искусства, теперь восседают кураторы-космополиты. Собственно, Кристиан — из них. Функционер от искусства, он готовит новую выставку, и главным ее экспонатом будет Квадрат — ограниченная неоновым контуром площадка метр на метр, внутри которой посетитель может рассчитывать на справедливость и поддержку окружающих. Когда Кристан становится свидетели уличного нападения на девушку, другому прохожему стоит больших усилий убедить его вмешаться. Впрочем, нападение оказывется спектаклем. Во время драки у героя уводят бумажник и айфон. Разъяренный, тот с помощью приложения находит примерное местоположение гаджета — это многоэтажка для бедных — и оставляет в каждом почтовом ящике записку с требованием вернуть украденное.
Эта почти детективная история служит у Эстлунда лишь богатым фоном для других злоключений белого мужчины в мире феминизма, вирусного маркетинга и свирепой политкорректности. Раньше мизантропические выпады режиссера были точечными, направленными на отдельные слои населения; теперь он работает системой залпового огня, бичуя предубеждения и лицемерие мужчин, освобожденных женщин, обиженных меньшинств, арт-бунтарей и их спонсоров. Все это очень смешно и точно, но, собранные в одну антологию, эти ламентации о нашей уникальной современности становятся удивительно похожи на стариковское брюзжание, одинаковое во все времена.
Удача Логана
Режиссер — Стивен Содерберг С 7 сентября
Спустя четыре года после телефильма «Либераче» Содерберг возвращается в настоящее кино с удивительным фильмом как будто об ограблении, а на самом деле — о той Америке, которая выбрала Трампа. Дело происходит в глухой провинции, где популярны гонки NASCAR и детские конкурсы красоты, где женщины с ногтями в три сантиметра проводят время в придорожных барах для байкеров. Именно тут, в Конкорде, герой Ченнинга Татума придумывает план ограбления гоночного тотализатора, деньги в который подаются через пневмопочту. Но экшен и триллер — это только часть фильма, с этнографической скрупулезностью воссоздающего на экране акцент, быт — да всю атмосферу края «белого мусора».
Для любителей острых ощущений
Твое имя
Режиссер — Макото Синкай С 7 сентября
Сверхпопулярное в соответствующей среде аниме, рассказывающее о старинной форме связи между мальчиком и девочкой: токиец Таки и провинциалка Мицуха периодически вселяются в тела друг друга (обмен происходит во сне) и проживают чужую жизнь, делая заметки и зарисовки на память. В какой-то момент выясняется, что герои разделены не только географически, но и темпорально — Мицуха вообще-то погибла три года назад.
Для романтиков
Гоголь, начало
Режиссер — Егор Баранов С 31 августа
Дикий, но симпатичный трэш-хоррор о юном Гоголе (характер которого списан, скорее, с Пушкина), прибывающем в Диканьку в должности полицейского писаря участвовать в расследовании серии убийств девственниц. На Полтавщине Николай переживает серию припадков, во время которых погружается внутрь собственной головы, где роятся герои его еще не написанных книг.
Для людей
Про любовь. Только для взрослых
Режиссеры — Нигина Сайвуллаева, Павел Руминов и др. С 1 сентября
Большой народный киноальманах «про это». Спродюсированный Анной Меликян, несколько лет назад снявшей подобное кино в одиночку. Тут все совсем как тогда — несколько героев с разного рода проблемами в личной жизни встречаются на московской Стрелке, куда они пришли послушать лекцию о любви (теперь ее ведет Джон Малкович). В серии параллельных сюжетов мы узнаем подробности злоключений некоторых из его слушателей.
Для людей
Для романтиков