Театр

22 сентября 2017, 00:00

ЗАПОВЕДНИК / Режиссер — Талгат Баталов
Читайте Monocle.ru в

Наше все

Обнять любимую сосну Пушкина, к которой экскурсовода-хранителя «притянул» магический бюстик поэта, затерявшийся в листве. Плеснуть призраку Арины Родионовны чего покрепче (а вы знали, что Арину Родионовну Александр Сергеевич-то придумал, и была она таким воображаемым другом?). Узнать, что с «такой рожей в кафе нельзя» — говорят, именно в этом ресторане жена Довлатова Елена просилась в эмиграцию. Дойти до Березино: узнать, что ни в какую Америку Довлатов не уехал, а так и жил вот в этом покосившемся доме с низким потолком. А на табличках — возле дома, на калитке, во дворе, возле бочки с надписью «пиво» читать довлатовское: «Мотор хороший, да тормоза подводят». Или «Любимая, я в Пушкинских горах / Здесь без тебя — уныние и скука…»

В экскурсии-фантасмагории «Заповедник», которую режиссер Талгат Баталов вместе с драматургом Мариной Крапивиной сочинили специально для одноименного довлатовского фестиваля в Пскове, мифы и легенды так по-хулигански рифмуются с локацией, что не поверить в них невозможно. Актеры из Москвы, Петербурга, Пскова, Перми со всеми присущими экскурсии атрибутами ведут тебя по маршруту, но на самом деле — по мифу. Мифу о художнике, который может переплывать реку или жить в хибаре с низким потолком. Мифу о Слове, которому, кажется, неважно, рядом с каким сором расти. Мифу, который может материализоваться самогонкой и килькой на газетах, а может — графикой друга Довлатова, художника Гаги Ковенчука.

Устроители фестиваля, в центре которого вообще-то театр, видят и предлагают увидеть другим театральность в окружающем пространстве, а Довлатов со своей знаменитой внимательностью к окружающему миру оказывается проводником в эту театральность для других. Но это если высоким стилем. Если попроще, то смешать авторское кино, выставки, концерты, не цепляться за тему, но держать ее в уме и стержнем в программе с помощью театра — и получится формула фестиваля, ради которого круто уехать из столицы в гости к Довлатову и Пушкину. А по сути — к самому продуктивному творческому хулиганству, которое, впрочем, явно одобрили бы и Александр Сергеевич, и Сергей Донатович.

Оптимистическая трагедия. Прощальный бал

 079_rusrep_17-7.jpg

Режиссер — Виктор Рыжаков

Санкт-Петербург, Александринский театр

3 октября

Спектакль — революционный концерт по мотивам пьесы Всеволода Вишневского. Увидеть стоит как минимум потому, что это пример соединения невозможного. Текст Вишневского здесь соединяется с текстами Блока, Вознесенского, Достоевского и Маяковского; ко всему этому добавляют немыслимый музыкальный коктейль из песен Вертинского, Децла, Магомаева, Окуджавы, «Ленинграда»… Драматург Ася Волошина и режиссер Виктор Рыжаков называют постановку попыткой деконструкции советского мифа и признанием необходимости избавления от него.

Пиковая дама

 079_rusrep_17-2.jpg

Режиссер — Александр Легчаков

Москва, усадьба Гончаровых-Филипповых

С 1 октября

«Пиковая дама» станет первой в мире классической оперой, которую сыграют как иммерсивный спектакль. Каждый показ смогут посетить 54 зрителя (ровно столько карт в полной французской колоде), которые пройдут обряд посвящения в члены тайного общества, а после отправятся в путешествие по комнатам и залам особняка, когда-то принадлежавшего деду Натальи Гончаровой. Актерский состав и подробности постановки держатся в тайне. На момент сдачи номера было известно, что в каждом представлении будет занято 70 исполнителей и два дирижера, а музыку Чайковского дополнят произведения неоклассика Николы Мельникова, чей дебютный альбом #22 входит в топ-100 самых скачиваемых записей на ITunes.

Десять дней, которые потрясли мир

 079_rusrep_17-3.jpg

Режиссер — Максим Диденко

Москва, Музей Москвы

29 сентября — 8 октября

В 1965 году Юрий Любимов поставил спектакль по книге американского журналиста Джона Рида, приехавшего в Россию в 1917 году и описавшего революцию. Работа Максима Диденко и Мастерской Брусникина — посвящение тому легендарному спектаклю и предложение зрителю почувствовать себя немного Ридом.

«Мне интересна тема революции как перелома в русской истории, исхода утопии, на руинах которой мы живем, как важного рубежа, переворота, последствия которого до сих пор, спустя сто лет, находятся в поле исследования», — говорит Максим Диденко.

Играть спектакль будут ровно 10 дней, он станет центральным событием выставки «Любимов и время» в Музее Москвы.

Международный фестиваль «Балтийский дом»

 079_rusrep_17-8.jpg

Санкт-Петербург, Театр-фестиваль «Балтийский дом»

3–21 октября

Фестиваль «Балтийский дом», который в этом году пройдет уже в 27-й раз, традиционно открывает осенний парад гастрольного европейского театра. На этот раз фестиваль проходит под неоднозначным девизом «Имитация жизни», а в списке того, что нужно обязательно увидеть, — «Иванов» литовской театральной легенды Эймунтаса Някрошюса, «Имитация жизни» венгра Корнеля Мундруцо и российская премьера трилогии Люка Персеваля «Любовь. Деньги. Голод. Трилогия моей семьи», поставленная в немецком театре «Талия» из Гамбурга совместно с фестивалем Руртриеннале.