1. Как возник портал «Антропогенез.ру»?
Его создатель Александр Соколов обнаружил, что в русском интернете нет научной, внятной, доступной и грамотной информации о происхождении человека. Зато было много фриков. Хотя он не биолог, а математик по образованию, заинтересовался вопросом и нашел меня, а я уже в то время на вопросы отвечал, давал интервью… Так он про меня узнал и подговорил сделать портал.
2. Если портал стал популярным, значит, есть общественный запрос?
Пока я с вами говорю, у меня где-то с интервалом в 15 секунд щелкает «ВКонтакте». Это лайки и вопросы. Один из самых частых, которым меня уже замучили: «Протипируйте меня по фотографии, скажите, какой я расы!» Этого сделать нельзя, я даже придумываю картинки-демотиваторы, чтобы меня о подобных вещах не спрашивали. Несколько раз за эту неделю люди поинтересовались: «Правда ли, что на планете жили гиганты?» Набор вопросов довольно стандартный, но широкий. Я часто отвечаю штампованными фразами. Большая часть ответов на эти вопросы есть на сайте «Антропогенез.ру» — он для этого и создавался. Но сработало, как обычно, наоборот: чем больше отвечаешь, тем больше спрашивают.
3. Немало, наверное и комментариев от фриков, верящих во что-нибудь альтернативное?
Их полно! Фрики бывают самые разные. Самые безопасные — неуравновешенные люди, которые имеют некую идею фикс. Их видно издалека, на это мало кто покупается. Следом идут любители-энтузиасты, которым что-то в голову втемяшилось. Свое мнение они как-то аргументируют, пытаются приводить доводы. Но научно обосновать свои тезисы не могут, да и не хотят. Специалистам сразу понятно, что это ерунда, а вот неспециалистам может быть и непонятно! Тем более что у фриков обычно времени гораздо больше. Им не надо вдаваться в детали, искать правду, — можно просто сочинять. Самый же опасный вид фриков — реальные ученые, которые имеют степени (даже иногда по той теме, в которой они «фричат»), должности, влияние, но при этом все равно выдают дребедень. Их распознать, конечно, может только специалист. С такими бороться тяжелей. У них обычно есть сторонники, потому что они харизматичны, говорят то, что людям нравится. Классический пример — академик Анатолий Фоменко, великий математик, но абсолютный фрик в истории.
4. Каковы самые распространенные мифы о происхождении человека?
Много бреда о том, что люди разных рас не равны, и о том, что человек не произошел от обезьяны. Немало и чуть более наукообразной чепухи: например, что Дарвин никогда не говорил о том, что человек произошел от обезьяны, а просто имел в виду, что у нас был общий предок. Сюда обычно примешиваются инопланетяне, подземные города, особо разумные дельфины… Вообще рейтинг бреда составлять не очень продуктивно: люди прочитают, и бред в очередной раз осядет в головах. А наша задача — чтобы оседала реальность.
5. Что хорошо и что плохо с популяризацией науки в России?
Хорошо, что популяризация бурно развивается, но этого все же недостаточно. Некоторые организации исчезают так же быстро, как и возникают. На голом энтузиазме далеко не все готовы годами работать. Времени, сил, ресурсов, энергии и денег это дело отнимает много. Иногда с непонятной отдачей. Некоторые особо упорные популяризаторы выживают и функционируют дальше. Многие сдуваются. Видимо, тут естественный отбор работает. Хорошо, если бы популяризация поддерживалась на государственном уровне. Чтобы это было не на деньги отдельных частных лиц.
6. В чем для вас главная загадка происхождения человека?
Информации накоплено очень много, осталось выяснить подробности, связанные, например, с появлением прямохождения (между 12 и 6 миллионами лет назад) или с появлением человека современного вида (от 200 до 50 тысяч лет назад). Все происходило в Африке, а там с наукой напряженно. Например, гигантская территория Сомали и Судана практически не изучена, притом что там должно быть огромное количество окаменелостей.
7. Каковы важнейшие открытия палеоантропологии в 2017 году?
Самое грандиозное — датировка существования Homo naledi. Она оказалась необычайно маленькой — всего 300–350 тысяч лет. Для столь архаичного и примитивного человека это невероятно мало. Получается, что в то время, как в центральной части Африки возникал почти современный человек, в южной Африке жили намного более примитивные группы, не сильно отличающиеся от австралопитеков.