Катерина Садовски: «Человек смотрит на греческие скульптуры, но совершенно не видит, что его окружает»

Анна Рыжкова
6 октября 2018, 00:00
из личного архива Катерины Садовски

Московские художницы Лилия Ли-ми-ян и Катерина Садовски, выпускницы школы Родченко, все лето собирали пластик в разных арт-пространствах Москвы, от Пушкинского музея до Сколково. Из переработанных материалов они создадут скульптуры, напоминающие человеку о личной ответственности за «горы отходов». Катерина Садовски рассказала «РР», как проект Where is my plastic bag? перерастет в научное исследование и почему для экоэкспозиции требуется 23 тысячи евро.

Почему для вас как для художниц стала важна тема переработки мусора?

Мы уже работали с полимерными материалами. В прессе часто муссируется «мусорная» тема: все говорят, что пластиковый мусор — это большая проблема, но мы редко рассматриваем ее в контексте личной ответственности. Все хотят, чтобы пришел волшебный человек и все решил, чтобы правительство построило много заводов… Но дело не в том, что есть пластик, а в том, как мы сами с ним себя ведем! Мы съели что-то, избавились от упаковки — и счастливы: думаем, что если выбросить ее в обычную урну, она в океане не окажется.

Почему пластик нужно было собирать именно в музеях?

Потому что это пространство, к нам приближенное: мы ответственны за то, где мы находимся как художники.

Как вы договаривались с музеями? Вас, наверное, не сразу понимали.

Понимали не все. Мы звонили, рассылали по почте презентацию нашего проекта, показывали, как выглядит мусорка, объясняли, что предполагаем с этим делать… Многие нас проигнорировали, кто-то вообще негативно реагировал. Один директор музея просто сказал: «Это ***!»

Несколько площадок согласились участвовать. Что потом?

Мы установили в музеях баки, на которых было написано Plastic for art. Для Пушкинского музея, конечно, надо было написать по-русски, потому что там больше пожилых людей и категория посетителей немного другая — не такая, как в ММOMА или Музее Москвы, например. Где-то раз в неделю мы приезжали и собирали по несколько мешков. Удивительно, насколько у нас люди не готовы думать головой! В мусорке для пластика чего только не было… Человек пришел в музей посмотреть на греческие скульптуры, но совершенно не видит, что его окружает. И из-за этой «проблемы головы» мы будем страдать, пока не пересмотрим свое отношение к тому, что у нас под ногами.

Что вы потом делали с пластиком, который забирали из музеев?

В перчатках все это мыли, сортировали, выбрасывали лишнее, по два-три часа в день. Это заняло даже больше времени, чем разработка самого проекта. Со следующей недели мы начнем сортировать пластик по номерам, раскладывать в разные мешки.

Для искусства активизм — уже родное явление. Мы на месяц как будто стали мусорной компанией, а не художниками, которые сидят в студии и над чем-то экспериментируют. Иногда кажется, что сдвинуть ситуацию с мертвой точки невозможно, что ничего не изменится. Потому что на разных этапах ты все равно сталкиваешься с человеческой тупостью — не конкретных людей, а вообще. Но когда мы запустили проект, нам и волонтеры, и друзья-художники, и многие незнакомые люди стали привозить пластик в мастерскую. Говорят, в общий контейнер теперь не смогут пластик выбрасывать — будут искать контейнеры рядом с домом. Это радует.

Вы запустили краудфандинговую кампанию, собираете 23 тысячи евро на проект. Почему так много?

Самая дорогая часть проекта — это производство. Переработанный пластик становится сырьем, который нужно расплавить, прежде чем приступать к литью скульптур. Потом создать 3D-модели и сделать формы из силикона. Еще одна важная часть работы — исследование ученых на тему полимеров, которое мы хотим запустить, а еще сделать несколько видео под очень крутым цифровым микроскопом, чтобы показать структуру пластика в его первоначальном виде и в переработанном.

Вы уже понимаете, как будут выглядеть скульптуры?

Мы планируем сделать шесть скульптур, есть уже модели. Они напоминают природные объекты — например, тающий ледник из полупрозрачного мутного материала, сталактиты, свисающие с потолка, абстрактные фигуры, похожие на органы или биологические клетки.

Как вы сами обращаетесь с пластиком дома?

Сортирую, конечно же. Я прессовала его и возила в студию, потом мне надоело это делать, потому что мы уже собрали достаточно. Мне повезло, что в моем дворе есть контейнеры для раздельного сбора мусора. Но раньше я пластик не сортировала — это пришло с проектом, и теперь по-другому я уже не смогу.