Театр

20 октября 2018, 00:00

СКВОЗЬ/ СКОЛЬЖЕНИЕ ПО ВОЗМОЖНОСТЯМ Режиссер Всеволод Лисовский Москва, Трансформатор.doc
Читайте Monocle.ru в

Квантовой теорией по российской провинции

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

48 часов, 1200 километров, семь железнодорожных и автобусных переездов, четыре актрисы-невесты четырех древнегреческих философов и 10 тысяч рублей за билет, по которому зрителей возили, селили и местами даже кормили.

Цифры и география проекта Всеволода Лисовского «Сквозь/Скольжение по возможностям», в котором, по словам режиссера, времени и пространства должно быть в избытке, впечатляют сами по себе. Грант Фонда Михаила Прохорова, очевидно, пошел на обеспечение этого избытка. Но главное — маршрут зрители узнавали по ходу пьесы. Сначала мы ехали до Курска, оттуда двинули в Льгов, единственная достопримечательность которого — кафе «Виктория», где суровая Людмила Николаевна и ее коллеги вбухивают майонез в суп, не обращая внимания на робкое «не надо». Потом ехали на «кукушке» (это такая медленная электричка, состоящая из одного вагона) до Михайловского рудника, там — нет, не на Железногорский карьер, который вполне себе достопримечательность (достопримечательности мы обходили), а в «Ашан» и арт-центр «Цикорий», непонятно какой квантовой волей появившийся в Железногорске. После — ночевать в Знаменке и тискать живущих при экоотеле енотов, а наутро — смотреть в Орловской драме спектакль «ЗАЯЦ и ВОЛКшебство». Познакомились с полицией и начальником поезда Орел-Тула, дошли в Туле до ужина в ресторане с золочеными колоннами и звучащей из колонок «Зимней вишней» Варум, а оттуда уже уехали на Курский вокзал, где получили результат нашей экспедиции.

Всю дорогу команда Лисовского вела наблюдения, но не интерпретировала их — температура участников спектакля-экспедиции, магнитное поле, мелкие наблюдения вроде «еноты не едят кабачки». Между наблюдениями и перемещениями четыре актрисы озвучивали четвертую главу книги «Физика и философия» Гейзенберга, а именно — «Квантовая теория и истоки учения об атоме». То актрисы становились невестами древнегреческих философов, предсказавших эту самую квантовую теорию, и обсуждали каждого («мой-то лучше»). То статуями в свадебных платьях держали высказывания философов, заодно являя собой навигацию в лесу. То общались со зрителями, как ни в чем не бывало превращаясь из невест философов в Катю, Люду, Ульяну и Марину — кем, собственно, и являются в обычной жизни. Квантовая теория плавала в льговских лужах, лежала на траве, становилась тостом и сообщением в вотсап-чате…

От избытка времени и пространства периодически клонило в сон (один сон так вообще был по заданию), а единственным ответом на вопрос «ну как?» было одно слово — «приключение». В театре можно отключиться от мира и побыть в контакте с миром, который предлагает режиссер. В «Сквозь» никто не просил отключать телефоны, а сценой становился весь окружающий мир, непарадный и оттого идеально исполняющий примерно все роли второго плана. Этот квантовый мир хотелось разглядывать и замечать — созревшие яблоки, злого мальчика, едущего с бабушкой от мамы. Этот мир вторгался в образах начальника поезда и сотрудников полиции, требующих прекратить съемку, и пах осенней листвой. Театр ли этот мир? Философы на этот счет ничего не сказали — возможно, еще скажут, в следующей главе и новой экспедиции весной.

Площадка

Форум независимого театра

Санкт-Петербург 21/10-29/10

Для интеллектуалов, для людей, для романтиков

 079_rusrep_21-7.jpg

«Площадка vol. 3» проходит в Санкт-Петербурге в третий раз. В городе, где самая большая в России концентрация независимых театров на квадратный метр, определенно должно было появиться такое мероприятие. Устроители «Площадки» говорят, что их цель — создать пространство для демонстрации спектаклей негосударственного театра. Программа соответствует: тут и театр post, и лаборатория основателя pop-up театра Семена Александровского, и Театр. На вынос, и премьера «Посмотри на него» Театра ненормативной пластики по тексту Анны Старобинец, и опера «Снегурочка» композитора Александра Маноцкова, и «Солнечная линия» ростовского Театра 18+.

Старший сын

Режиссер Денис Бокурадзе

Москва, Театр на Таганке 21/10, 02/11

Для людей

 079_rusrep_21-2.jpg

Худрук маленького театра-студии «Грань» из Новокуйбышевска Денис Бокурадзе известен столичным театралам по большей части благодаря фестивалю «Золотая Маска»: уже не первый год спектакли, по легкости напоминающие о золотых годах Мастерской Фоменко, в конкурсной программе фестиваля. «В пьесе Александра Вампилова очень точные и столь нужные сегодня для нашей жизни мысли. Вопрос об энергии души, силе сопротивляемости злу и людской пошлости», — говорит Бокурадзе о первой московской работе в Театре на Таганке.

Несколько разговоров о

Режиссер Тадас Монтримас

Москва, театр «Практика» 26/10, 27/10

Для людей

 079_rusrep_21-3.jpg

Молодой драматург из Литвы Текле Кавтарадзе написала «Несколько разговоров о (Христе)» как монологи и диалоги 12 героев, которые живут по соседству с нами в спальном районе большого города. Они знакомы или хотя бы видели друг друга. И каждый что-то ищет — тепла, веры, человеческого участия. Все это хорошо знакомо и понятно.

Режиссер из Литвы Монтримас займется поиском ответов на экзистенциальные вопросы современного горожанина вместе с выпускниками Мастерской Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ, знакомой зрителям как «Июльансамбль».

Мастер и Маргарита

Режиссеры Федор Малышев, Полина Агуреева

Мастерская Петра Фоменко 23/10, 02/11

Для людей. Про любовь

 079_rusrep_21-8.jpg

Федор Малышев и Полина Агуреева из Мастерской Петра Фоменко предлагают зрителям московский шабаш в двух частях с одним разоблачением. А заодно играют сами — Коровьева и Маргариту соответственно. Конечно, доказывая тезис Воланда: Москва изменилась, а люди все те же.